Кубекова Ботагоз
Опыт работы. Нетрадиционная техника ИЗО как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Нетрадиционная техника изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2 слайд. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Н. П. Сакулина говорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т. е. надо использовать на занятии разные техники рисования : традиционную (карандаши, краски) и нетрадиционную (мыльной пеной, свечой и т. д.).
Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
3 слайд. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, мы обращаемся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И мы ставим перед собой цель работы, которая будет заключаться в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
4 слайд. Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:
1. Учить детей нетрадиционным техникам изобразительной деятельности, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.
2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.
5 слайд.
3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.
4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
6 слайд. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии мы активизируем внимание дошкольника, побуждаем его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
живая, эмоциональная речь воспитателя.
В своей работе мы используем различные способы рисования, лепки и аппликации, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Для каждого возраста мы придерживаемся разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, лепки и аппликации, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
7 слайд. Виды нетрадиционной техники изобразительной деятельности
Рисование – это изображение на плоскости, созданное средствами графики.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования мы используем особенные техники и приемы.
8 слайд. Рисование пеной и гуашью. Для этой работы нам понадобиться пена, гуашь, вода, линейка и кисточка. Берем белый лист, наносим пену и размазываем её по листу линейкой. Берем синею гуашь и наносим узоры, потом сверху кладем другой белый лист. Убираем нижний лист, а со второго убираем лишнею пену. Рисунок готов.
9 слайд. Выдувание
Понадобится трубочка для питья и краски. Разведите немного краски водой.
Налейте небольшое количество одного из цветов на бумагу. Держите один конец трубочки около краски и раздувайте ее во всех направлениях. Угадывайте, что у вас получилось.
10 слайд. Печать по трафарету
Поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.
11 слайд. Монотипия (предметная и пейзажная)
С помощью предметной монотопии можно отобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отсюда и название монотопия (от греч. Monos -один, единый и tyros – отпечаток).
12 слайд. Акварель по сырой бумаге плюс соль, манка
Нужно намочить бумагу, нанести ярко краску. На сырую краску насыпьте крупную поваренную соль. Дайте просохнуть рисунку. Соль можно смахнуть и доработать рисунок.
13 слайд. Метод волшебного рисунка (Метод проступающего рисунка)
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а елочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
14 слайд. Витраж (клеевые картинки)
Клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом, дается время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило - клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.
15 слайд. Рисование манкой и сахаром
Для этой работы берем готовый бумажный шаблон, положили его сверху на темный картон. Свободное место намазываем клеем ПВА. Пока клей не высох, посыпаем его смесью 1:1 сахарным песком и мукой. Убираем шаблон. Стряхиваем, все что не приклеилось. Когда работа хорошо высохнет, подрисовываем отдельные детали.
16слайд. Аппликация (лат. applicatio - прикладывание) – это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого- либо материала и наклеенных на соответствующий фон.
Аппликация по технике «папье- маше»- легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами
17 слайд. Аппликация из салфеток.
Из салфеток разного цвета готовятся шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.
18 слайд. Торцевание
Техника позволяющая передать объём изображения мелких цветов, животных и зверей, мех которых имеет пушистую фактуру. Для выполнения работ в технике торцевания используется гофрированная бумага. Полоски бумаги шириной 1см надо разрезать на квадратики, которые затем обжать вокруг тупого конца карандаша и слегка подкрутить бумагу так, чтобы получился маленький «стаканчик» (торцовка). Приклеить торцовку можно окунув её основание в клей, а затем, приложив его к фону аппликации, вынуть карандаш.
19 слайд. Оригами (сложенная бумага) – это складывание фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги без применения клея и ножниц.
20 слайд.. Квиллинг (птичье перо, бумагокручение)- искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
21 слайд. Декупаж – это техника декорирования различных поверхностей с помощью бумажной аппликации. Имея красивые и яркие салфетки, можно создавать неповторимые картины.
22 слайд. Лепка- придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных материалов- стеков и т. п.
Пластиновая мозайка – это заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками.
23 слайд. - Пластинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобьемные.
24слайд. Тестопластика - лепка из соленого теста.
Также планирую с детьми сделать:
1. Рисунок на мятой бумаге;
2. Рисование мыльными пузырями,
3. Акварель + целлофановый пакет;
4. Потрескавшийся воск;
5. Знакомая форма;
6. Аппликация из нарезанных шерстяных ниток.
25 слайд. Работа с родителями :
Консультация «Нетрадиционная техника по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»;
Дополнить уголок по ИЗО нетрадиционными материалами;
Выставка поделок и рисунков в нетрадиционной технике
«Новогодняя игрушка».
26 слайд. Используя в своей работе нетрадиционную технику изобразительной деятельности можно сделать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.
2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.
3. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
4. Самореализация и чувство удовлетворения от полученного результата формирует адекватную самооценку у ребёнка, он становится уверенным в своих силах. Таким образом, изобразительную деятельность можно рассматривать не только как один из любимых видов деятельности, но и как инструмент коррекции и развития детей.
27 слайд. Спасибо за внимание!