Оксана Филипенко
Опыт работы «Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Условие возникновения, становления опыта.
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Решается она в основном средствами занимательности в обучении эле-ментарных математических представлений. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления. Она должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Публикация «Опыт работы „Формирование логического мышления в развитии детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Из опыта работы.
Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Формирование логического мышления в развитие детей старшего дошкольного возраста».
Используя логико-математические и дидактические игры, как средство активизации в формировании логического мышления мною была поставлена
ЦЕЛЬ: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.
Задачи:
1 Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
2 развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
3 Развитие у детей логико-математических представлений (представле-ния о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
4 развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчиво-сти, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску не-стандартных решений и задач;
5 развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;
6 воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Свою образовательную деятельность разделила на 3 этапа: 1 этап. Аналитико – диагностический. Проведены: анализ литературных источников, сравнение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, сбор информации, диагностика. Создание предметно-развивающей среды в группе. Оформление уголка «Развивающие игры». Педагогическое просвещение родителей. Включает в себя:
- коллективные и индивидуальные беседы;
- консультации («Несколько золотых правил для родителей», «Развития логического мышления у ребенка», «Чем занять ребенка дома», «Анкетирование»)
- выставка методической литературы и пособий;
2 этап. Практический. В единой системе проведена образовательная деятельность - наблюдение; эксперимент, частично-поисковая деятельность, репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, наглядный метод, индивидуальная работа. Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности в течение учебного года. Систематизация и модификация развивающих дидактических игр по видам деятельности. Организация индивидуальной работы – в течение года.
3 этап. Аналитико – обобщающий. Подведён итог работы: пополнены пособия, атрибуты к играм по изучаемой теме, разработаны рекомендации работы с детьми, обобщен опыт работы. Проведение итоговой диагностики.
В своей работе пользуюсь разнообразными формами, методами и приемами:
•непосредственно образовательная деятельность;
•игровая деятельность;
•самостоятельная деятельность детей;
•рассматривание;
•чтение художественной литературы.
Работая над проблемой развития логического мышления у старших до-школьников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры и логико–математические игры, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Игры активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.
Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитательный.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, не-обычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
В своей работе на ряду с типовой «Программой обучения и воспитания в
детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, постаралась собрать воедино разные игры на развитие логического мышления у детей старшего возраста.
В начале своей работы я провела проверку: все ли дети умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением одним к одному, определением на глаз или сравнением чисел, умеют ли дети сравнивать численности совокупностей отвлекаясь от размеров предметов и площади, которую они занимают.
Организуя непосредственно образовательную деятельность с детьми добиваюсь, чтобы ребенок из наблюдателя превратился в активного участника. Форма проводимого мероприятия меняется в зависимости от поставленных задач.
Для достижения определенного результата в непосредственно образовательной деятельности придерживаюсь определенной структуры:
Логическая разминка.
Основное содержание непосредственно образовательной деятельности – изучение нового материала.
Физминутка, пальчиковая гимнастика.
Закрепление нового материала.
Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Непосредственно образовательную деятельность начинаю с разминки: «Передай мяч», «Съедобное - несъедобное», «Летает, не летает» и т. д. Считаю, что разминка повышает мыслительную активность дошкольников, быстроту реакции. Основное содержание НОД представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач.
Физминутка и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики. Закрепление нового материала дает возможность оценить степень овладения детьми новым знанием. Развивающая игра, рисование в конце НОД являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. Организуя НОД, я направляю работу на развитие логического мышления через дидактические и логико-математические игры.
Через логико-математические и дидактические игры стремлюсь усовершенствовать понятия величины, научить детей сравнивать предметы по размеру, соизмерять предметы с другими по заданному признаку. По ознакомлению с величиной я использую игры с логическими блоками Дьенеша. Использую задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое. Эти задания предполагают соединения двух признаков предмета в единое целое. Для сравнения предметов использую такие игры, как «Противоположность», «Сравни и запомни», «Кто быстрее подберёт коробки», «Признаки и свойства», «У кого хвост длиннее».
При изучении геометрических фигур и форм дети любят играть в игру: «Пара слов». Например : я говорю детям: круг - дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и на оборот: я называю предмет, а дети называют форму. Детям также нравятся такие игры: «Закрой окошечки в домиках»(«Спрячь мышек в домиках», «Подбери заплатку», «Геометрическое лото». Также использую игры: «Какие бывают фигуры», «Подбери фигуру», «Назови свой автобус» и т. д. Очень часто использую на своих занятиях игры с счётными палочками «Составления геометрических фигур из счётных палочек».Огромное количество игр можно провести, используя логические блоки Дьенеша.
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко,близко. Для закрепления понятий слева, справа, направо, налево ребенок должен научиться:
- Различать правую и левую руку
- Раскладывать предметы правой рукой слева на право (для правшей)
- Определять направления от себя: направо (справа) - налево (слева)
- Двигаться в заданном направлении (влево-вправо)
Поэтому по отработке этих навыков необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде игр и заданий: Расскажи про свой узор», Встань на место», «Где фигура» и т. д.
Дети с большим удовольствием выполняют такие задания как: «Обведи животных»(жирафа с лева, слона с права, собаку с права, корову с лева и т. д.); «В какую сторону смотрят животные»(какие животные смотрят на лево, на право); «Назови, кто идет на лево, а кто идёт на право? Из какой сказки животные?»
Немаловажную роль в образовательной и самостоятельной деятельности занимают «игры-головоломки».
Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Набор элементов таких игр состоит из фигур, полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в игре «Танграм», прямоугольника – в игре «Пентамино», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. Полезно организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами «Геометрический конструктор». Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры: «Найди лишний предмет», «Найди пару», «Что есть что?», «Поймай рыбку» «Подбери заплатку нужного цвета», «Ассоциации», «Семейка», «Подберет картинку». Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.
Использование дидактических и логико - математических игр способ-ствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде, был создан уголок «Развивающих игр». В свободном пользовании у детей находятся разнообразные развивающие игры: «Мои первые ассоциации», «Геометрические формы», «Что из чего сделано», «Ребусы», «Часть и целое или мартышки учатся делиться», «Лабиринты», «Шнуровки», «Лото», «Кубики для всех», «Домино», «Блоки Дьенеша», «Пазлы», «Танграм», «Монгольская игра», «Игра с цветом» ; настольно печатные игры «Собери картинку», «Поймай рыбку», «Что есть что?» «Найди заплатку», «Подбери картинку»; «Лего», «Мозаики» напольные и настольные. Материалы и пособия постоянно обновляются.
В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
• Научить работать коллективно;
• Придерживаться определенных правил;
• Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
• Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проиграв-шему.
Все игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу не-сколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
В тесном контакте с родителями провожу индивидуальную работу, си-стематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из неё интересные материалы и консультирую родителей. Родители с большим удовольствием принимают участие в изготовлении наглядного пособия и методического материала. Такая форма работы способствует тесному сотрудничеству ДОУ и семьи по формированию необходимых представлений, воспитывает у ребенка уверенность в своих силах, развивает познавательный интерес.
Заключение
Используя различные логико-математические и дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать логико-математические и дидактические игры для развития логического мышления детей. Формированию дошкольников логического мышления должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребёнком; повышенным вниманием компьютеризации.