Приложение МААМ

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования»

Елена Вьюнышева
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования“» размещена в разделах

Цель исследования - создать систему работы по использованию метода моделирования с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

2. Выявить уровни развития связной речи детей.

3. Подобрать и систематизировать модели для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

4. Проследить динамику развития связной речи старших дошкольников.

Гипотеза исследования: метод моделирования является эффективным средством развития связной речи старших дошкольников.

Объект исследования – процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Основные научно-теоретические исследования

Теоретическую основу исследования составляли труды: М. М. Алексеевой,Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Гербовой, Т. Н. Дороновой А. И. Никифорова, Д. Ю. Соколова, О. С. Ушаковой, Л. В. Красильниковой, С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой и др.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.

Мы также используем технологию осознанной речевой активности старших дошкольников Л. В. Красильниковой.

Отличительной особенностью моделей Л. В. Красильниковой является их четкое соответствие композиции связных монологических текстов. Каждый блок модели отражает структурную часть монолога, то есть отражается сущность построения связных монологических высказываний.

Организация экспериментального исследования

Изучив исследования психологов и педагогов, мы решили выявить возможности использования метода моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. Работа проходила в 3 этапа :

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент;

З. Контрольный эксперимент.

Содержание и результаты констатирующего эксперимента

Цель эксперимента: выявить уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. В нем участвуют обе группы и экспериментальная и контрольная

На этапе констатирующего эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. Сделать анализ развивающей среды;

2. Подобрать диагностические методики по исследованию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

3. Провести диагностическое исследование в двух группах.

4. Проанализировать полученные результаты.

Начали мы работу с обследования развития речи детей старшей группы.

Было проведено 2 вида обследования развития речи детей :

• овладение умениями и навыками в области «Коммуникация» по методике Верещагиной Н. В.

• обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.

Если анализировать количественные показатели результатов диагностики по методике О. С. Ушаковой видно, что снижение общего показателя происходит за счет более низкого уровня развития связной речи. А среди видов связной речи наиболее низкий балл в разделе «Описание» и «Самостоятельный рассказ».

Следующим этапом нашей исследовательской работы было проведение анкетирования родителей с целью узнать, насколько родители информированы по поводу развития связной речи детей в дошкольном учреждении, дальнейшего построения работы педагога с учётом реальных проблем, возникающих у родителей в процессе занятий с детьми, оказания помощи родителям, учитывая индивидуальные особенности развития ребёнка.

Организация и содержание формирующего эксперимента

На этом этапе мы использовали метод моделирования в работе с экспериментальной группой по технологии Л. В. Красильниковой.

А с детьми контрольной группы проводятся традиционные мероприятия по речевому развитию воспитанников.

На основе полученных данных обследований, мы определили следующие этапы работы по развитию связной речи в соответствии с технологией Л. В. Красильниковой:

I этап – работа с готовыми дидактическими элементарными текстами типа рассуждений

II этап – самостоятельное составление рассуждений

III этап – составление творческих рассуждений

Основная цель применения многоуровневой технологии: развитие элементарной осознанной речевой активности детей старшего дошкольного возраста в специально организованных видах деятельности (уроки, игры, упражнения).

Развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности

При её создании мы опирались на:

- особенности развития детей 7–ого года жизни;

- требования ООП и ФГОС по области «Коммуникация»;

- принципы создания предметно – развивающей среды.

- Рекомендации Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой

В группе для детей мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.

Оборудование и материал по речевому развитию детей, который находится в мини центре познавательного развития детей, мы условно разделили на группы: книги, альбомы, дидактические игры и дидактические игры в соответствии с технологией развития осознанной речевой активности Красильниковой Л. В.

На первом этапе работы с детьми экпериментальной группы стояли следующие задачи:

Задачи:

Развивать умение детей выделять характерные особенности повествовательного текста.

Развивать деятельность программирования (соотнесение части текста с символом модели)

• Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между частями повествования.

• Закреплять умение составлять рассказ.

Развивать операции мышления и речь детей.

• Воспитывать внимание и умение слушать товарищей.

На данном этапе работы формируются первоначальные элементарные представления о структуре текста определенного типа на основе действий моделирования. Модель становится ориентировочной основой действий для детей в определении структурных компонентов повествования, описания, рассуждения. Происходит обучение действиям программирования в форме внешних развернутых действий с опорой на модель.

На первых НОД мы читаем специальные дидактические тексты. Сначала тексты правильные, мы анализируем их, выделяя структурные части. Потом мы соотносим части текста с условными обозначениями модели повествовательного рассказа Л. В. Красильниковой.

Впоследствии, когда дети запомнили последовательность повествовательного рассказа, мы давали перепутанные рассказы и дети, используя модель, составляли рассказы правильные.

Постепенно дети освоили модель и стали её использовать в повседневной деятельности.

Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми

Задачи:

• Продолжать развивать деятельность программирования

• Закреплять представление детей о композиции повествования.

• Закреплять умение использовать модели в составлении повествования.

Развивать операции мышления и речь детей.

• Воспитывать культуру общения

На данном этапе дети упражняются в программировании своего высказывания во внешнеречевой форме с опорой на модель. В группе используем следующие игры и упражнения, разработанные Л. В. Красильниковой: «Фанты», «Отгадай-ка», «Командный бой» они основаны на использовании модели повествовательного рассказа.

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей, опираясь главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных в организованной деятельности.

В конце этого этапа дети усвоили модели повествовательных рассказов и стали активно использовать их в непосредственно организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

После этого мы перешли к третьему этапу нашей работы

Задачи:

• Продолжать развивать деятельность программирования

• Обобщить представление детей о структуре повествовательного рассказа.

Развивать умение детей составлять рассказ, используя модели.

Развивать операции мышления, речь и воображение детей.

• Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивать.

На этом этапе дети упражняются в программировании своего высказывания во внутреннем плане, который совершается через преобразование обобщенных представлений о структуре высказывания. Особенностью этого этапа является почти полная самостоятельность детей.

Дети в организованной деятельности придумывали сказки, рассказы на готовую тему. Часто мы записываем речь детей на магнитофон, на видео, диктофон, это им очень нравиться. Дети любят писать письма (под диктовку) заболевшим детям, героям сказок.

Перед праздниками (День учителя и т. д.) берем у детей «интервью» с пожеланиями, поздравлениями. Потом записи прослушивают родители и дети, им это очень нравиться, они анализируют, кто сказал лучше, выделяют самое интересное пожелание.

Родители являются участниками в образовательном процессе.

Работу с родителями мы начали с анкетирования. В анкету вошли вопросы воспитания, взаимодействия с детьми и работы родителей по развитию речи детей. В результате анализа анкет, выявлено, что родители интересуются вопросами воспитания культуры общения, но уделяют этому недостаточно внимания.

Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития речевой активности ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка.

Содержание и результат контрольного эксперимента

В контрольном эксперименте участвовали обе подгруппы и контрольная и экспериментальная.

Для анализа нашей работы была проведено обследование речи детей по методике О. С. Ушаковой.

Выявлена наибольшая динамика в экспериментальной группе

На основании проделанной работы можно сделать вывод, что проведенная система работы с использованием моделирования благоприятно повлияла на развитие связной речи детей экспериментальной группы.

Использование моделей в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста эффективно, потому что:

повысилась содержательность и связность монологической речи детей.

повысилась речевая активность детей.

развилось речевое творчество детей.

развились психические процессы детей, особенно мышление.

Сформированные умения помогут детям при обучении в школе и дальнейшей взрослой жизни детей.

Перспективы работы :

Продолжать работу по развитию связной речи и рассуждений детей.

Продолжать развивать навыки общения.

Способствовать воспитанию культуры общения.

Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по развитию речи детей.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Дети с задержкой в речевом развитии испытывают.

Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Игры и упражнения с использованием верботонального метода для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 1. Игра «Угадай.

Опыт работы по теме «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с ОНР» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Опыт работы по теме «Развитие речи детей раннего возраста» Актуальность: Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии.

Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста» Я не боюсь ещё раз повторить: Забота о здоровье- это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей Зависит их духовная.

План работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством обучения рассказыванию» Воспитатель Мингалиева Люция Караметдиновна Средняяя группа МБДОУ детский сад №35 Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного.

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при обучении рассказыванию» Воспитатель: Соколова Людмила Юрьевна. Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение рассказыванию. Цель:.

Развитее связной речи у детей дошкольного возраста с использованием метода моделирования при обучении расказыванию сказок Л. С. Выготский: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-ртв Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании.

Система работы по обучению связной речи детей с ЗПР с использованием метода мнемотехники. Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования»
Опубликовано: 3 января 2016 в 08:39
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Вьюнышева (УИ 403779) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД