Папки-передвижки

Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста» (3 фото)

Елена Поярко
Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно. Сенсомоторное развитие дошкольника это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форма, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.

Публикация «Опыт работы „Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

качестве материала для занятий лепкой можно использовать соленое тесто, которое обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки, это экологически чистый, не аллергенный материал. Тесто — универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и долго сохранять полученные изделия.

Техника тестопластики интересна и многообразна.

По моему мнению, тестопластика является эффективным средством развития сенсомоторики детей дошкольного возраста, что и обусловило выбор темы работы.

Цель работы – изучение приемов и форм работы по развитию сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из теста.

Задачи исследования:

изучить литературу по данной проблеме;

определить возможности развития сенсомотрики детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования на практике методических разработок воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в создании педагогических условий для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии тестопластики.

Задачи опыта работы :

выявить состояние сенсомоторики у детей старшей группы;

разработать и апробировать серию непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии тестопластики для детей старшего дошкольного возраста;

выявить результативность проведенной работы;

составить методические рекомендации воспитателям по использованию технологии тестопластики как средства развития сенсомоторики дошкольников.

Ожидаемые результаты:

1. Дети проявляют интерес к лепке из соленого теста, развивается восприятие, память, внимание, воображение.

2. Кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с 2013 по 2015 годы.

На подготовительном этапе работы изучила методическую литературу по проблеме, пришла к выводу, что тестопластика это лепка декоративных изделий из соленого теста, материала, состоящего из натуральных компонентов: соли, муки и воды. Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.

Интерес к тесту как материалу для поделок возник сравнительно недавно, лет пятнадцать назад. В последние годы стала появляться методическая литература, различные рекомендации в помощь всем, кто работает с детьми.

Практика работы с детьми свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Следовательно, в процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Кроме того, занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.

Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка из соленого теста не только чрезвычайно увлекательна, но и полезна: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.

В ходе основного этапа работы была запланирована и проведена диагностика состояния сенсомоторики у детей старшей возрастной группы, которая осуществлялась в 2014-2015 учебном году (октябрь). Для выявления уровня сформированности сенсомоторного развития детей (20 человек) использовала тестовые задания Н. В Гатановой, Е. Г. Туниной [2].

Мониторинг проводился в индивидуальной форме. Детям предложила выполнить следующие задания:

1. Части рисунков (восприятие формы).

2. Темный силуэт и цветные картинки (восприятие цвета).

3. Наложенный контур (восприятие формы).

4. Сериация (восприятие размера).

5. Геометрический орнамент (восприятие фигур).

6. Клетчатый рисунок (восприятие пространства, координация глаз и руки).

7. Колодец из счетных палочек (развитие мелкой моторики).

8. Обведи по точкам (развитие мелкой моторики) (приложение 1).

При обследовании учитывали отношение ребёнка к речевой инструкции, признаки утомляемости. Оценка уровня сформированности сенсомоторики проводилась по следующим показателям:

умение восстанавливать образ предмета по фрагменту; узнавать объект независимо от цвета; понимать соразмерность геометрических орнаментов;

управление пальцами рук; развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.

Со всеми детьми, принимавшими участие в обследовании, легко установили контакт, который наблюдали на протяжении всего времени диагностирования.

По итоговым результатам оценки выполнения заданий каждый ребёнок был отнесен к одному из трех уровней развития сенсомоторики : высокому, среднему, низкому.

Количественный анализ результатов обследования показал, что у 20% детей выявлен высокий уровень сформированности сенсомоторики, у 55% средний уровень сформированности сенсомоторики. Низкий уровень выявлен у 25% детей исследуемой группы.

Результаты указывали на необходимость развития сенсомоторики у детей старшей группы.

На первом этапе работы знакомила детей со свойствами и возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; старалась заинтересовать детей процессом лепки из соленого теста. Дошкольники учились правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливали конкретные поделки из соленого теста, отрабатывали знакомые и обучались новым способам и приемам лепки. В процессе работы с тестом развивала сенсомоторику детей. Так, часть занятий тестопластикой посвящалась лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомила с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащала сенсорный опыт детей, помогала осознать тесную связь лепки и рисования.

Таким образом, начальная работа являлась ознакомительной и обучающей. Детей знакомила с предметами и явлениями окружающего мира, которые им предстояло изображать, обучала новым способам и приемам лепки.

В ходе последующих работ умения и навыки формировались и закреплялись; побуждала детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание лепки.

Например, лепку угощений из сдобного теста «Крямнямчики» начала с чтения сказки-притчи В. Кротова «Крямнямчики». Предложила ребятам испечь из сдобного теста угощения для гостей группы, родителей. Показала детям возможные формы кондитерских изделий (печенье круглой, квадратной и фигурной формы, например, в виде уточки, буквы, цветка; пряник в форме полусферы - простой и с узором; многослойное пирожное и пр.). Напомнила, что лепить лучше скульптурным способом - из одного куска.

Дети лепили и украшали крямнямчики каждый по-своему. Тем детям, для которых поставленная задача оказалась сложна, предложила вырезать фигурки формочками для выпечки. Следует отметить, что тесто по своему составу более теплое, более податливое, чем пластилин и это очень важно для детских ручек. Работа с тестом захватывала все внимание ребенка, будила воображение, фантазию, а вместе с этим развивала умелость рук. В ходе занятия провела и пальчиковую игру «Мы спросили нашу печь», а затем дети лепили угощения из теста и украшали их.

В ходе работы активизировала освоенные способы лепки и приё мы оформления поделок: раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков – всё это развивало мелкую моторику, чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.

На завершающем этапе «Мы — фантазеры» создавала условия для развития инициативы и самостоятельности детей. Дети учились переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.

Широко использовала коллективные формы организации детского творчества. Так, например, мы создавали с детьми коллективные композиции. Продумывая темы коллективных занятий, исходили из интересов и возможностей детей. Можно выделить несколько использованных мною форм организаций таких занятий.

В процессе коллективных работы дети изготавливали художественные панно и макеты, персонажей для кукольного театра, лепили атрибуты для совместных игр (пирожные для угощения кукол, овощи и фрукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин») и др.

Так же, мне удалось привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей. НаРодителям были даны конкретные практические рекомендации по работе с тестом

На заключительном этапе работы провела повторную диагностику сенсомоторного развития детей экспериментальной группы.

На основе анализа методической литературы и проведенной работы были составлены рекомендации для воспитателей по использованию технологии тестопластики как средства развития сенсомоторики дошкольников (приложение 5).

Таким образом, благодаря технологии тестопластики, используемой мною в работе, у детей улучшилось слуховое и зрительное восприятие, состояние мелкой моторики, дети стали усидчивее, внимательнее. Лепка из соленого теста обеспечивала хорошую тренировку пальцев, способствовала выработке изолированных движений, развивала точность движений пальцев и кистей рук, зрительное и пространственное восприятие.

"Мы фантазёры"

Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»
Фото «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»
Опыт работы - фото
Публикации по теме:

Опыт работы «Использование интерактивных игр в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви.

Опыт работы «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста» Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: - способностью ощущать и воспринимать окружающий.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть II.Технологический раздел Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Монотипия – Данную технику мы с ребятами использовали для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 2.5. Результативность опыта Проведение итогового мониторинга показало положительный результат данной работы: у 35,5% детей в игровой деятельности.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (опыт работы) Актуальность: «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит.

Планирование работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики руки с помощью тестопластики» Тема: «Развитие мелкой моторики руки через использование технологии тестопластики» Цель: - изучить и систематизировать наиболее эффективные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 22:25
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Поярко (УИ 379204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД