Елена Поярко
Опыт работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема работы «Использование технологии тестопластики для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста», выбрана не случайно. Сенсомоторное развитие дошкольника это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форма, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
качестве материала для занятий лепкой можно использовать соленое тесто, которое обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки, это экологически чистый, не аллергенный материал. Тесто — универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы и долго сохранять полученные изделия.
Техника тестопластики интересна и многообразна.
По моему мнению, тестопластика является эффективным средством развития сенсомоторики детей дошкольного возраста, что и обусловило выбор темы работы.
Цель работы – изучение приемов и форм работы по развитию сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из теста.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной проблеме;
определить возможности развития сенсомотрики детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования на практике методических разработок воспитателями дошкольных образовательных учреждений.
Ведущая педагогическая идея опыта работы заключается в создании педагогических условий для развития сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии тестопластики.
Задачи опыта работы :
выявить состояние сенсомоторики у детей старшей группы;
разработать и апробировать серию непосредственной образовательной деятельности с использованием технологии тестопластики для детей старшего дошкольного возраста;
выявить результативность проведенной работы;
составить методические рекомендации воспитателям по использованию технологии тестопластики как средства развития сенсомоторики дошкольников.
Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют интерес к лепке из соленого теста, развивается восприятие, память, внимание, воображение.
2. Кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыкам письма.
Длительность работы над опытом. Работа над опытом охватывает период с 2013 по 2015 годы.
На подготовительном этапе работы изучила методическую литературу по проблеме, пришла к выводу, что тестопластика это лепка декоративных изделий из соленого теста, материала, состоящего из натуральных компонентов: соли, муки и воды. Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов.
Интерес к тесту как материалу для поделок возник сравнительно недавно, лет пятнадцать назад. В последние годы стала появляться методическая литература, различные рекомендации в помощь всем, кто работает с детьми.
Практика работы с детьми свидетельствует, что тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки дети изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру, пользуясь пластичными материалами. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Следовательно, в процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. Кроме того, занятия тестопластикой способствуют развитию речи детей. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Лепка из соленого теста не только чрезвычайно увлекательна, но и полезна: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ.
В ходе основного этапа работы была запланирована и проведена диагностика состояния сенсомоторики у детей старшей возрастной группы, которая осуществлялась в 2014-2015 учебном году (октябрь). Для выявления уровня сформированности сенсомоторного развития детей (20 человек) использовала тестовые задания Н. В Гатановой, Е. Г. Туниной [2].
Мониторинг проводился в индивидуальной форме. Детям предложила выполнить следующие задания:
1. Части рисунков (восприятие формы).
2. Темный силуэт и цветные картинки (восприятие цвета).
3. Наложенный контур (восприятие формы).
4. Сериация (восприятие размера).
5. Геометрический орнамент (восприятие фигур).
6. Клетчатый рисунок (восприятие пространства, координация глаз и руки).
7. Колодец из счетных палочек (развитие мелкой моторики).
8. Обведи по точкам (развитие мелкой моторики) (приложение 1).
При обследовании учитывали отношение ребёнка к речевой инструкции, признаки утомляемости. Оценка уровня сформированности сенсомоторики проводилась по следующим показателям:
умение восстанавливать образ предмета по фрагменту; узнавать объект независимо от цвета; понимать соразмерность геометрических орнаментов;
управление пальцами рук; развитие координации и синхронизации движений мелких мышц обеих рук.
Со всеми детьми, принимавшими участие в обследовании, легко установили контакт, который наблюдали на протяжении всего времени диагностирования.
По итоговым результатам оценки выполнения заданий каждый ребёнок был отнесен к одному из трех уровней развития сенсомоторики : высокому, среднему, низкому.
Количественный анализ результатов обследования показал, что у 20% детей выявлен высокий уровень сформированности сенсомоторики, у 55% средний уровень сформированности сенсомоторики. Низкий уровень выявлен у 25% детей исследуемой группы.
Результаты указывали на необходимость развития сенсомоторики у детей старшей группы.
На первом этапе работы знакомила детей со свойствами и возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; старалась заинтересовать детей процессом лепки из соленого теста. Дошкольники учились правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливали конкретные поделки из соленого теста, отрабатывали знакомые и обучались новым способам и приемам лепки. В процессе работы с тестом развивала сенсомоторику детей. Так, часть занятий тестопластикой посвящалась лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомила с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащала сенсорный опыт детей, помогала осознать тесную связь лепки и рисования.
Таким образом, начальная работа являлась ознакомительной и обучающей. Детей знакомила с предметами и явлениями окружающего мира, которые им предстояло изображать, обучала новым способам и приемам лепки.
В ходе последующих работ умения и навыки формировались и закреплялись; побуждала детей выбирать тот или иной вариант изображения, вносить свои дополнения, обогащающие содержание лепки.
Например, лепку угощений из сдобного теста «Крямнямчики» начала с чтения сказки-притчи В. Кротова «Крямнямчики». Предложила ребятам испечь из сдобного теста угощения для гостей группы, родителей. Показала детям возможные формы кондитерских изделий (печенье круглой, квадратной и фигурной формы, например, в виде уточки, буквы, цветка; пряник в форме полусферы - простой и с узором; многослойное пирожное и пр.). Напомнила, что лепить лучше скульптурным способом - из одного куска.
Дети лепили и украшали крямнямчики каждый по-своему. Тем детям, для которых поставленная задача оказалась сложна, предложила вырезать фигурки формочками для выпечки. Следует отметить, что тесто по своему составу более теплое, более податливое, чем пластилин и это очень важно для детских ручек. Работа с тестом захватывала все внимание ребенка, будила воображение, фантазию, а вместе с этим развивала умелость рук. В ходе занятия провела и пальчиковую игру «Мы спросили нашу печь», а затем дети лепили угощения из теста и украшали их.
В ходе работы активизировала освоенные способы лепки и приё мы оформления поделок: раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков – всё это развивало мелкую моторику, чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.
На завершающем этапе «Мы — фантазеры» создавала условия для развития инициативы и самостоятельности детей. Дети учились переносить свой опыт в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
Широко использовала коллективные формы организации детского творчества. Так, например, мы создавали с детьми коллективные композиции. Продумывая темы коллективных занятий, исходили из интересов и возможностей детей. Можно выделить несколько использованных мною форм организаций таких занятий.
В процессе коллективных работы дети изготавливали художественные панно и макеты, персонажей для кукольного театра, лепили атрибуты для совместных игр (пирожные для угощения кукол, овощи и фрукты для сюжетно-ролевой игры «Магазин») и др.
Так же, мне удалось привлечь внимание родителей к проблеме развития мелкой моторики у детей. НаРодителям были даны конкретные практические рекомендации по работе с тестом
На заключительном этапе работы провела повторную диагностику сенсомоторного развития детей экспериментальной группы.
На основе анализа методической литературы и проведенной работы были составлены рекомендации для воспитателей по использованию технологии тестопластики как средства развития сенсомоторики дошкольников (приложение 5).
Таким образом, благодаря технологии тестопластики, используемой мною в работе, у детей улучшилось слуховое и зрительное восприятие, состояние мелкой моторики, дети стали усидчивее, внимательнее. Лепка из соленого теста обеспечивала хорошую тренировку пальцев, способствовала выработке изолированных движений, развивала точность движений пальцев и кистей рук, зрительное и пространственное восприятие.
"Мы фантазёры"