Папки-передвижки

Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста

Мельникова Лариса Леонидовна
Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Проблема: у многих детей, приходящих в школу, имеются значительные проблемы в формировании школьно-значимых функций.

Актуальность: от того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.

Гипотеза: грамотная эффективная организация интеллектуально-развивающей работы подготавливает радостную и теплую встречу ребёнка со школой.

Публикация «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Задачи:

- формирование мотивации учения;

- изучения потребностей и индивидуальных особенностей поведения ребёнка;

- развитие познавательных процессов и высших психических функций: восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, фантазии;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие творческих способностей;

- развитие речи: обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения и звуковой культуры речи; умение составлять простейшие и интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильное построение фраз, композиционное оформление их содержания;

- развитие когнитивной сферы, эмпатии.

Принципы:

1. Повторение материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.

2. Доверие (откровенность) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, быть смешным.

3. Уважительное отношение друг к другу.

4. Принцип подкрепления. Формирование умения и навыков в ходе реализации предшкольной подготовки:

- умение устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы;

- умение строить общение с разными людьми (взрослыми, сверстниками, знакомыми);

- умение самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности;

- знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы;

- умение ориентироваться в пространстве;

- развитие коммуникативных навыков;

- умение классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам;

- умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия;

- умение определять последовательность событий, объяснять несоответствия, отличия между предметами и явлениями.

Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идет в процессе всей жизни, начиная с рождения. Общение с ребёнком должно проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне.

В период дошкольного детства внимание ребёнка привлекают те явления и предметы, которые вызывают у него интерес. Ребёнок сосредоточен, пока есть интерес. Формирование произвольного внимания идет постепенно, по мере развития таких свойств, как объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация.

В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. При опосредованном логикой, мышлением запоминании материал необходимо сначала осмыслить. Создать целостный образ, объединить отдельные свойства предмета помогает восприятие. Оно включает в работу сенсорные, речевые, двигательные механизмы. Восприятие в старшем дошкольном возрасте хорошо развито, но еще несовершенно и поверхностно. Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением знаний, опыта, усилением его связи с памятью, воображением, мышлением, вниманием и волей.

Со способностью ребёнка и необходимостью творить новое связано воображение. Создание образов, характеризующихся творческим воображением, влечет за собой оригинальность, неповторимость, новизну.

Овладение моделями выводит дошкольника на новый уровень способы получения детьми знаний. Модельно-образные формы ярко развиваются и проявляются в рисовании, конструировании, в продуктивных деятельностях. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, приобретают обобщенный характер.

Мышление ребёнка порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Для овладения операцией сравнения ребёнок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов.

Развивающие игры, загадки, головоломки не могут полностью освободить от необходимости творческого подхода к жизненным ситуациям. Это одно из средств развития интеллектуальных способностей и оно будет полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу игр, и принципами, на которых строится система восприятия детей в семье.

Рекомендации по организации игр и упражнений с дошкольниками :

1. Ни пресыщения, ни принуждения.

2. Ребёнок всесторонне признает единичные предметы с помощью приема конкретизации.

3. Познав общее, ребёнок глубже проникает в сущность единичного.

4. Счёт, уроки доброты, путешествия способствуют физическому развитию мозга, а, следовательно, и интеллекта.

5. Нужно постоянно следить за вниманием и интересом ребёнка, энтузиазмом, это поможет видоизменить материал.

6. Предметом рассмотрения являются не только цифры, буквы, явления окружающего мира, но и чувства, ощущения, переживаемые ребёнком в процессе деятельности и общения с людьми.

Формы работы с родителями :

- беседы;

- консультации;

- наглядно-текстовые формы (стенды, тематические папки-передвижки, памятки, ширмы, информационные корзины);

- вечер вопросов и ответов.

Развивающая работа с детьми :

1. Игровое упражнение.

2. Развивающие игры.

3. Инсценирование.

4. Игровая ситуация.

5. Вечер-досуг.

6. Вечер-развлечение.

7. Беседа.

8. Путешествие.

9. Тренинг.

Предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Вывод: актуальным является умение ребёнка добывать знания, научить радоваться каждому новому открытию и достижению; дети постепенно приучаются оценивать себя, работу, изучают линейки успеха; заглядывают в «сосуд знаний»; и начинают с нетерпением ждать начала своей школьной жизни.

Публикации по теме:

Алгоритм организации и проведения коррекционной работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Цель коррекционной работы педагога-психолога - оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического.

Консультация «Нетрадиционные методы оздоровительно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста» Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение.

Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста Первая проблема с которой столкнуться педагоги и родители, планируя посещение музея, связанна с определением возраста ребенка, сенситивного.

Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть первая) .

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в осенний период Наблюдение в живой природе Цель 1. Наблюдение за изменениями в природе. а) за распространением семян в природе, б) наблюдение за осенним.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в летний период Живая природа Цель Наблюдение за летними изменениями в природе, - цветами в цветниках, - посадками на огороде, - молодыми всходами,.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в весенний период Живая природа цель Наблюдение за сезонными изменениями происходящие в природе родного края. - растениями (сокодвижение) - кошкой, ласточкой,.

План работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации наблюдений и труда в природе в зимний период Наблюдение в живой природе Цель Наблюдение за птицами: - галками, вороной, сорокой, воробьями, - голубями, синицей, снегирем - за поведением.

Программа коррекционно-развивающей работы «Цветотерапия» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: Самое - изменение устойчивых поведенческих реакций детей. Как помочь агрессивному ребёнку стать добрым и внимательным к окружающему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 января 2016 в 15:27
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Мельникова Лариса Леонидовна (УИ 253361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД