Мельникова Лариса Леонидовна
Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Проблема: у многих детей, приходящих в школу, имеются значительные проблемы в формировании школьно-значимых функций.
Актуальность: от того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении.
Гипотеза: грамотная эффективная организация интеллектуально-развивающей работы подготавливает радостную и теплую встречу ребёнка со школой.
Публикация «Особенности организации интеллектуально-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Задачи:
- формирование мотивации учения;
- изучения потребностей и индивидуальных особенностей поведения ребёнка;
- развитие познавательных процессов и высших психических функций: восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольного поведения, наблюдательности, фантазии;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие творческих способностей;
- развитие речи: обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения и звуковой культуры речи; умение составлять простейшие и интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильное построение фраз, композиционное оформление их содержания;
- развитие когнитивной сферы, эмпатии.
Принципы:
1. Повторение материала для формирования у ребёнка не просто умения, но и навыка.
2. Доверие (откровенность) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, быть смешным.
3. Уважительное отношение друг к другу.
4. Принцип подкрепления. Формирование умения и навыков в ходе реализации предшкольной подготовки:
- умение устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы;
- умение строить общение с разными людьми (взрослыми, сверстниками, знакомыми);
- умение самостоятельного творческого использования языка в процессе речевой деятельности;
- знание цветов и геометрических фигур, умение их различать и комбинировать из них различные предметы;
- умение ориентироваться в пространстве;
- развитие коммуникативных навыков;
- умение классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам;
- умение составлять слова из букв, обобщать, анализировать и соотносить понятия;
- умение определять последовательность событий, объяснять несоответствия, отличия между предметами и явлениями.
Интеллектуальное развитие ребёнка начинается не за год-два до поступления в школу, а идет в процессе всей жизни, начиная с рождения. Общение с ребёнком должно проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне.
В период дошкольного детства внимание ребёнка привлекают те явления и предметы, которые вызывают у него интерес. Ребёнок сосредоточен, пока есть интерес. Формирование произвольного внимания идет постепенно, по мере развития таких свойств, как объем, устойчивость, переключение, распределение, концентрация.
В дошкольном возрасте у детей преобладает механическое запоминание. При опосредованном логикой, мышлением запоминании материал необходимо сначала осмыслить. Создать целостный образ, объединить отдельные свойства предмета помогает восприятие. Оно включает в работу сенсорные, речевые, двигательные механизмы. Восприятие в старшем дошкольном возрасте хорошо развито, но еще несовершенно и поверхностно. Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением знаний, опыта, усилением его связи с памятью, воображением, мышлением, вниманием и волей.
Со способностью ребёнка и необходимостью творить новое связано воображение. Создание образов, характеризующихся творческим воображением, влечет за собой оригинальность, неповторимость, новизну.
Овладение моделями выводит дошкольника на новый уровень способы получения детьми знаний. Модельно-образные формы ярко развиваются и проявляются в рисовании, конструировании, в продуктивных деятельностях. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребёнок, приобретают обобщенный характер.
Мышление ребёнка порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Для овладения операцией сравнения ребёнок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Для этого требуется проведение четко направленного анализа сравниваемых объектов.
Развивающие игры, загадки, головоломки не могут полностью освободить от необходимости творческого подхода к жизненным ситуациям. Это одно из средств развития интеллектуальных способностей и оно будет полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу игр, и принципами, на которых строится система восприятия детей в семье.
Рекомендации по организации игр и упражнений с дошкольниками :
1. Ни пресыщения, ни принуждения.
2. Ребёнок всесторонне признает единичные предметы с помощью приема конкретизации.
3. Познав общее, ребёнок глубже проникает в сущность единичного.
4. Счёт, уроки доброты, путешествия способствуют физическому развитию мозга, а, следовательно, и интеллекта.
5. Нужно постоянно следить за вниманием и интересом ребёнка, энтузиазмом, это поможет видоизменить материал.
6. Предметом рассмотрения являются не только цифры, буквы, явления окружающего мира, но и чувства, ощущения, переживаемые ребёнком в процессе деятельности и общения с людьми.
Формы работы с родителями :
- беседы;
- консультации;
- наглядно-текстовые формы (стенды, тематические папки-передвижки, памятки, ширмы, информационные корзины);
- вечер вопросов и ответов.
Развивающая работа с детьми :
1. Игровое упражнение.
2. Развивающие игры.
3. Инсценирование.
4. Игровая ситуация.
5. Вечер-досуг.
6. Вечер-развлечение.
7. Беседа.
8. Путешествие.
9. Тренинг.
Предполагаемая гипотеза подтвердилась.
Вывод: актуальным является умение ребёнка добывать знания, научить радоваться каждому новому открытию и достижению; дети постепенно приучаются оценивать себя, работу, изучают линейки успеха; заглядывают в «сосуд знаний»; и начинают с нетерпением ждать начала своей школьной жизни.