Юлия Сергеевна Кравцова
Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей
не передаются по наследству, в каждом поколении их
надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше
начинается формирование этих качеств, тем большую
устойчивость они приобретут»
Э. К. Суслова
Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Публикация «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т. д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. В нашей группе воспитываются дети разных национальностей из разных семей и мы должны стараться, чтобы все они чувствовали себя одинаково комфортно.
Детская игра - исторически-развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. По определению А. Н. Леонтьева, игра - ведущая деятельность ребенка - дошкольника, т. е. такая деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Важнейшим достижением игры является приобретение чувства коллективизма. Игра - это сама детская жизнь, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действия и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.
Моя работа строится на игровой деятельности, т. к. особая роль совместных игр, как средства формирования взаимоотношений, заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний способствующие становлению общих (коллективных) интересов у детей, имеющих разную национальность: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.
Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому классификация их затруднительна. Основы классификации игр заложил П. Ф. Лесгафт. В советской педагогике вопрос классификации детских игр был уточнен в трудах Н. К. Крупской. Проанализировав литературу я сделала подборку игр, касающихся формированию межличностных отношений между детьми разной национальности. В связи с этим, я выделила творческие игры, которые различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации; количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов, строительные) и игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные и дидактические. Однако, это деление в значительной степени условно, т. к. многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивает ориентировку в пространстве, требует знание стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.
По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный, игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.
Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности - это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего дошкольного возраста, имеющие разную национальность. Благодаря целенаправленной работе по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, имеющие разную национальность, через игру в нашей группе царит дружеская, благоприятная обстановка.
Литература:
1. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. - Москва: ТЦ Сфера,2007 год
2. Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности. // Дошкольное воспитание. -2004 год, №8
3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психологии, 3-е изд. -Москва: изд-во МГУ, 1972 год
4. Протасова Е. Двуязычные дошкольные учреждения : проблемы организации работы. //Дошкольное воспитание,2005 год,№5