МААМ-картинки

Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ

Юлия Сергеевна Кравцова
Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей

не передаются по наследству, в каждом поколении их

надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше

начинается формирование этих качеств, тем большую

устойчивость они приобретут»

Э. К. Суслова

Особую значимость для многонациональной страны приобретает постоянная потребность общества в воспитании личности, способной к жизнедеятельности в современных полиэтнических условиях. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.

Публикация «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ» размещена в разделах

С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Общение с детьми - необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнут межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда невозможно. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде детского сада, и т. д. делают изучение проблемы развития межличностных отношений в поликультурной среде детского сада одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. В нашей группе воспитываются дети разных национальностей из разных семей и мы должны стараться, чтобы все они чувствовали себя одинаково комфортно.

Детская игра - исторически-развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. По определению А. Н. Леонтьева, игра - ведущая деятельность ребенка - дошкольника, т. е. такая деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Важнейшим достижением игры является приобретение чувства коллективизма. Игра - это сама детская жизнь, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованием, общением и выражением себя, сочетающая действия и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха.

Моя работа строится на игровой деятельности, т. к. особая роль совместных игр, как средства формирования взаимоотношений, заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний способствующие становлению общих (коллективных) интересов у детей, имеющих разную национальность: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру, организации, поэтому классификация их затруднительна. Основы классификации игр заложил П. Ф. Лесгафт. В советской педагогике вопрос классификации детских игр был уточнен в трудах Н. К. Крупской. Проанализировав литературу я сделала подборку игр, касающихся формированию межличностных отношений между детьми разной национальности. В связи с этим, я выделила творческие игры, которые различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации; количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации - разыгрывание сказок и рассказов, строительные) и игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий, главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. По характеру игровой задачи они делятся на две большие группы - подвижные и дидактические. Однако, это деление в значительной степени условно, т. к. многие подвижные игры имеют образовательное значение (развивает ориентировку в пространстве, требует знание стихов, песен, умения считать, а некоторые дидактические игры связаны с различными движениями.

По содержанию национальные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточняют представления об окружающем мире, способствуют формированию дружеских отношений. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.

В образовательном процессе современного ДОУ должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультурный, личный, игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.

Язык, который легко дается всем детям без исключения, не зависимо от национальной принадлежности - это язык игры. В игре они узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личности. Именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях. Игра оказывает воспитывающее влияние на детей гораздо сильнее, если она является коллективной. Через игру должны осуществляться задачи воспитания толерантности детского коллектива и навыков коллективистического поведения. Таким образом, игра содержит возможности построения наиболее высоких форм коллективных взаимоотношений, доступных детям старшего дошкольного возраста, имеющие разную национальность. Благодаря целенаправленной работе по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста, имеющие разную национальность, через игру в нашей группе царит дружеская, благоприятная обстановка.

Литература:

1. Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. - Москва: ТЦ Сфера,2007 год

2. Ильиченко Л. Педагогика поликультурности и толерантности. // Дошкольное воспитание. -2004 год, №8

3. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психологии, 3-е изд. -Москва: изд-во МГУ, 1972 год

4. Протасова Е. Двуязычные дошкольные учреждения : проблемы организации работы. //Дошкольное воспитание,2005 год,№5

Публикации по теме:

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.

Формирование партнерских отношений у детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности Отношения, называемые партнерскими, основаны на взаимопонимании и сотрудничестве, что, в свою очередь, способствуют нормальному проживанию.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация.

Формирование психологической безопасности у детей раннего возраста в условиях дошкольного образования Введение Психологическая безопасность сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и один из показателей.

Статья «Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС» Формирование развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта Работа по формированию эмоциональной лексики в структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный.

Модель образовательной среды гражданско-правового воспитания детей старшего дошкольного возраста Модель образовательной среды гражданско – правового воспитания детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования.

Особенности формирования дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста Дружеские отношения дошкольников складываются благодаря социальной потребности каждого ребенка в общении с другими людьми. Избирательность.

Программа по развитию детско-родительских отношений «Папа, мама, давайте играть!» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность: В современном мире всё больше растёт понимание семьи как определяющей не только развитие ребёнка, но и всего общества. Контакты.

Рекомендации родителям по формированию коммуникативного поведения и межличностных отношений детей В формировании коммуникативного поведения и межличностных отношений у детей имеются сходные черты: дефицит познавательной формы общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ
Опубликовано: 13 января 2016 в 09:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Сергеевна Кравцова (УИ 302095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД