Наталья Соловьева
Опыт работы по теме «Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье-
это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
Зависит их духовная жизнь,
Мировоззрение, умственное развитие,
Прочность знаний, вера в свои силы
В. А. Сухомлински
Наименование опыта
Данный опыт посвящён одной из проблем современного дошкольного образования : коррекция нарушений опорно – двигательного аппарата. Поэтому и возникла необходимость в разработке методического материала, который помог бы педагогам организовать работу, направленную на максимальную коррекцию нарушений функций опорно – двигательного аппарата.
Публикация «Опыт работы по теме „Современные технологии как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. Количество больных детей дошкольников увеличилось, а детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5%. В настоящее время 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Невольно возник вопрос, а что я могу сделать, для укрепления здоровья детей и для коррекции имеющихся нарушений, в условиях детского сада.
В поисках новых подходов в работе я изучила заболеваемость в нашем детском саду. Данные мониторинговых исследований опорно-двигательного аппарата.
Выяснила, что детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, физически ослабленных, часто и длительно болеющих, насчитывается 59% от общего числа воспитанников. Дети 5-7 лет с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата составляет 30%.
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - непростая задача, каждый год медицинские работники ДОУ выявляют детей с плоскостопием и нарушением осанки.
Так, например: в 2009/10 учебном году выявлено 3детей с плоскостопием, 3 детей с нарушением осанки;
в 2010/11 учебном году детей с плоскостопием –4 человек, 3 - с нарушением осанки;
в 2011/12 учебном году - 2детей с плоскостопием,1 детей с нарушением осанки.
Условия возникновения опыта.
Задачи, стоящие перед ДОУ
Исходя из концепции развития дошкольного образования, цель нашего МБДОУ состоит в создании условий для непрерывного и естественного развития личности каждого ребёнка. Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения является осуществление санитарно – гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий. Дети, посещающие наш детский сад, в большей степени имеют 2, реже 3 группу здоровья. Система оздоровительных мероприятий направлена на снижение частоты ОРВ инфекций, коррекции опорно – двигательного аппарата.
В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5—7 лет). Плоскостопие также является нарушением опорно-двигательного аппарата. Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться на осанке. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного роста, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Поэтому и возникла необходимость в разработке системы, направленной на максимальную коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата.
Мною была создана и в течение двух лет апробирована интегрированная система деятельности, ориентированная на профилактику и коррекцию нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста с опорой на парциальные программы авторские технологии :
Л. Г. Горькова, Л. А Обухова «Занятия физической культурой в ДОУ». Л. Н. Волошина Играй на здоровье!». О. А. Александрова «Остров здоровья».
Актуальность
Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. С каждым годом медицинские работники ДОУ выявляют всё больше детей с плоскостопием и нарушением опорно – двигательного аппарата.
Осанку ребёнка необходимо формировать с самого раннего возраста, как в семье, так и в ДОУ. Предупреждение развития, а также устранение неправильной осанки должны находиться в центре внимания родителей, педагогов, инструкторов по физкультуре и медицинских работников. Для профилактики подобных нарушений большое значение имеют мероприятия, улучшающие физическое развитие, а также воспитывающие частичную разгрузку позвоночника.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности:
- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.
Фитбол;
Стретчинг;
Образные танцевальные движения;
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Информационно-коммуникативные технологии в ДОУ
Средства ИКТ в детском саду :
Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть использован в ДОУ инструктором по физкультуре, воспитателями, музыкальными руководителями, учителя логопеды для коррекционных занятий и развлечений.
Инструкторов по физкультуре заинтересует опыт совместной работы воспитателей и родителей, разнообразие предметно – развивающей среды.
Воспитателей - элементы коррекционных занятий, имеющие оздоровительную направленность (дыхательную гимнастику, фитбол – гимнастика, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, оздоровительный бег, разнообразие игровых упражнений, утренних гимнастик, релаксация с речевым сопровождением, азбука дыхания.
Музыкальных руководителей, видимо, заинтересует по развитию двигательных способностей детей дошкольного возраста.
Логопедов, дефектологов – опыт коррекционной работы с детьми, требующими двигательной и речевой реабилитации.
Теоретическая база
Проблемы изучения, обучения и реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в течение длительного времени являются достаточно актуальными, о чём говорят многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов (Е. Ф. Архипова, Л. О. Бадалян, С. А. Бортфельд, Т. А. Власова, М. В. Ипполитова, И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, К. А. Семёнова, Л. М. Шипицына, Финк Аннетте).
Однако многие годы в определении основных направлений реабилитации лиц с НОДА превалировал медицинский подход, что не в последнюю очередь обусловливалось тенденциями роста количества таких детей в общей популяции детского населения, социокультурными обстоятельствами и недостаточной изученностью социально-педагогических аспектов самого понятия «реабилитация» (М. Н. Никитина, М. Н. Гончарова, К. А. Семёнова и др.). Наряду с этим, в последние десятилетия на систему реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают влияние аксиологические тенденции, (В. Дильтей, В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев, Н. Н. Назарова, Т. Парсонсн и др.).
Аксиологический подход в философии и педагогике, признание уникальности и самоценности человеческой личности привели к разработке педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, к поиску путей развития и социализации личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в системе образования с использованием педагогических средств.
Технология опыта
Целью опыта является :
Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка средствами специальных коррекционных упражнений.
Общие задачи:
Установление партнерских отношений специалистов ДОУ со специалистами медицинских учреждений.
Создание в ДОУ системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Повышение компетентности педагогов, специалистов и родителей, установление единства в подходе к оздоровлению детей в дошкольном учреждении и дома.
Коррекционно – оздоровительные задачи:
• Развивать все системы организма путем оптимизации физической нагрузки;
• Осуществлять коррекцию имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата;
• Формировать правильную осанку.
• Учить детей правильному дыханию;
• Приобщать детей к здоровому образу жизни и воспитывать потребность в нём.
В своей работе соблюдаю следующие принципы:
• Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
• Принцип систематичности - подбор специальных упражнений и последовательность их проведения;
• Принцип длительности - применение физических упражнений, способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;
• Принцип разнообразия и новизны - подбор и применение физических упражнений обновляю через 2-3 недели;
• Принцип умеренности - продолжительность занятий 25-30 мин в сочетании с дробной физической нагрузкой;
• Принцип цикличности - чередую физическую нагрузку с отдыхом, с упражнениями на расслабление.
Методы диагностики
В своём опыте использовала диагностику: Комбинированный визуально-инструментальный тест для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников при массовых осмотрах.
• Визуальное выявление нарушений осанки (модификация теста Е. Рутковской)
• Визуальное выявление истинного сколиоза (методика центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова)
• Плантографию в скрининг-модификации для выявления продольного плоскостопия (методика А. В. Сидоровой)