Валентина Шарова
Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од, 17.11.2017 года) во 2 младшей группе «Пчелки» велась инновационная деятельность по теме: «Технология "Мнемотехника" как средство речевого развития дошкольников». Сроки реализации 01.12.2017г – 31.05.2019 г.
Публикация «Опыт педагогической деятельности „Технология „Мнемотехника“ как средство речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.
Исходя из выше сказанного, мы предположили, что если использовать приемы мнемотехники, то это поможет ребенку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Составили план и содержание образовательной деятельности по теме: "Технология "Мнемотехника" как средство речевого развития дошкольников». Сроки реализации 01.12.2017г – 31.05.2019 г. Работа велась в три этапа.
Цель: речевое развитие дошкольников посредством Мнемотехники.
Задачи: способствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений посредством последовательного отражения их в иллюстрациях. Развить связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Формировать интерес к художественной литературе.
1 этап – декабрь 2017 – январь 2018 годов – организационный.
Задачи 1. Подбор и изучение методической литературы и статей по использованию педагогической образовательной технологии мнемотехника
2. Подбор диагностики, соответствующая данной технологии.
3. Разработанная дорожная карта по теме «Технология "Мнемотехника" как средство речевого развития дошкольников».
Для обеспечения полноценной образовательной деятельности изучена методическая литература по теме и оформлена развивающая предметно – пространственная среда в группе (оснащена игровыми и дидактическими пособиями в соответствии с возрастными особенностями детей, ИКТ средствами).
Образовательная деятельность по теме предполагает проведение педагогической диагностики для оценки индивидуального развития детей. Такая оценка производится для определения эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в свободной и организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Диагностика уровней Речевого развития проводится по методике Н. В. Верещагиной «Диагностика педагогического процесса дошкольной образовательной организации».
Результаты диагностики во 2 младшей группе «Пчелки» 2017 год.
Высокий уровень –
Средний уровень – 20 %
Низкий уровень – 80%
Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты - мнемодорожкки - мнемотаблицы.
Начали инновационная деятельность с детьми (3-4 лет) в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволил детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомили детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Мы вместе с детьми составляли короткие рассказы (из двух - трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки». Мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.
Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы, потому что у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы сенсорные эталоны. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете.
Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные».
2 этап – 01.02.2018- по 01.03.2019 годы – основной.
Задачи: 1. Проведение и анализ промежуточной диагностики.
2. Подготовка и проведение открытых мероприятий по данной теме с педагогами.
3. Разработка картотеки мнемотаблиц стихов, скороговорок и сказок для детей младшего дошкольного возраста.
Результаты промежуточной диагностики по речевому развитию в средней группе (по методике В. Н. Верещагиной).
Высокий уровень – 20 %
Средний уровень – 30 %
Низкий уровень – 50%
В среднем дошкольном возрасте продолжили применять приемы мнемотехники.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа.
Тесно сотрудничаем с родителями воспитанников. Проводились индивидуальные консультации, беседы, семинар – практикум «Развитие речи посредством приемов мнемотехники», оформляем информационно – наглядный материал. Родители совместно с детьми изготавливали дидактических игр и демонстрационного материала. Семьи воспитанников участвовали в марафоне «Семейная газета». Оформлены семейные газеты по Речевому развитию, где отображен опыт речевого развития в семье.
3 этап – 2019 год (с 01.03.2019 по 30.05.2019) – заключительный.
Задачи. 1. Проведение и анализ итоговой диагностики
2. Подведение итогов. Обобщение результатов
4. Определение перспектив дальнейшей деятельности по теме
5. Диссеминация опыта: выступления на конференциях, семинарах, оформление картотек. Презентации, конспекты.
Результаты итоговой диагностики по речевому развитию в средней группе (по методике В. Н. Верещагиной).
Высокий уровень – 65 %
Средний уровень – 31 %
Низкий уровень – 4 %
Сравнительная диаграмма показала динамику речевого развития дошкольников. Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование приемов мнемотехники положительно влияет на речевое развитие дошкольников.
Планируем продолжить использовать приемы мнемотехника для развития связной речи детей, так как приемы мнемотехники эффективно влияют на речевое развитие дошкольников, а это один из важных показателей при подготовке детей к школьному обучению.
В результате работы по теме:
- пополнена развивающая предметно - пространственная среда в средней группе (настенный планшет «Играй! Исследуй! Размышляй!»);
- оформлены картотеки мнемотаблиц: «Рассказываем сказки», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений», «Мнемотаблицы для составления описательного рассказа».