Алена
Детско-родительские отношения в семьях с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительские отношения представляют собой систему межличностных отношений, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок - родители») и сверху вниз (диада «родители - ребенок», определяемые совместными действиями и общение между членами семьи. Анализ особенностей взаимоотношений родитель-ребенок позволяет выделить несколько причин их возникновения, но основной причиной являются особенности воспитания в семье.
Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни семье сложно воспитать такого ребенка, дать ему образование, и все это неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками. Ребенок с ограниченным здоровьем, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием должного воспитания успешно развиваться как в психическом, так и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается с семьи.
Основными участниками воспитательного процесса выступают члены семьи: мать, отец, бабушки - дедушки, братья – сестры, тети - дяди. Именно от действий семьи и их отношения к ребенку зависит успех его развития. Если ребенок в семье не принят, близкие не удовлетворяют его потребности в любви, ласки и эмоциональном контакте, если он испытывает внутреннее беспокойство, то все это вызывает задержку личностного развития ребенка. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь, спокойная обстановка в семье и доброжелательное отношение как к нему, так и к другим членам семьи.
Семья для ребенка с ОВЗ - это наиболее мягкая среда в которой отмечаются благоприятные условия для роста и развития. При том что в жизни каждой семьи есть что-то общее, все равно каждая семья - это система отношений со своими особыми правилами, запросами, интересами, убеждениями и т. д. Родители детей не таких как все переживают особые события, которые являются для них неожиданными, долговременными, вызывающими сильные стрессы. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития существенно меняет жизнь семьи - сокращается возможность для заработка, так как в большей степени ребенку необходим круглосуточный уход со стороны близкого контактов с друзьями и отдыха, ведь все силы и время уходят на помощь ребенку.
Потребности семьи и мобилизация ее собственных ресурсов являются первостепенной проблемой. Поэтому, родители детей с особенностями нередко оказываются в ситуации внутриличностного конфликта. С одной стороны, они хотят «соответствия» ребенка социальным нормам, ожиданиям членов семьи, они инвалидизируют ребенка методом сопротивления обретению дитем свободы и независимости, с другой стороны - родители желают быстрого развития ребенка, чтобы он преодолел социальные последствия дефекта, близкие болезненно принимают неудачи ребенка, как в обучении, так и в общении с окружающими.
Также родителям приходиться «родительский долг» и вкладывать, ущемляя свои желания и потребности, различного рода ресурсы в изначально не очень перспективный «проект» по взращиванию «хорошего и успешного» ребенка. Все это свидетельствует о неадекватной и противоречивой позиции родителей по отношению к своим аномальным детям. Семья – это главная группа поддержки для ребенка. В основной массе исследований, посвященных «детско-родительским отношениям» изучается диада «мать - ребенок». Но не только мама откладывает свой весомый отпечаток на развитии ребенка, но и другие члены семьи оказывают заметное влияние на социальное и психоэмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От установок родителей и других членов семьи по отношению к болезни, от их поведения и отношения к ребенку зависит способность ребенка преодолевать сложные ситуации и адаптироваться к условиям жизни.
Ребенок с ОВЗ как субъект воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе семейного воспитания у него со временем складываются собственные мотивы и стимулы поведения, развиваются различные потребности, формируются личностные качества, интересы, возникает возможность ставить перед собой цели самосовершенствования и осуществления самовоспитания. И это происходит, не смотря на возможное снижение темпов и изменение некоторых качественных характеристик развития, то есть ребенок с ограниченными возможностями, как и ребенок, без дефектов, способен под влиянием семейного воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.
Одной из серьезных опасностей для семьи, воспитывающей ребенка ограниченными возможностями здоровья - это предъявление к нему особого отношения, видя в нем «особенного» ребенка. Родители стараются оградить дите от физических усилий, выполняют за него многие действия, даже те, с которыми он бы успешно справиться сам, реагируют на все его капризы, лишая его тем самым элементарной самостоятельности. Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.
Наилучшие возможности для воспитания ребенка предоставляет нормальная гармоничная полная семья. В такой семье легче усваивается опыт нравственного поведения и первичного социального общения. Если в ней царит доброжелательность, любовь и уважение, все члены семьи помогают друг другу, то без особых затруднений формируются многие ценные качества личности. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям - это важные факторы реабилитации растущей личности.
Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстановку. Это зависит, прежде всего, от самих родителей, от их установок, которые формируются в отношении других детей к нему. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, способствующие неприязни и эмоциональным взрывам).