Полянская Гелена
Современная игровая технология в ДОО: игровой сеанс как средство развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период дети получают первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра.
Материал, усвоенный во время игры, откладывается в детской памяти на более продолжительное время. Поэтому в дошкольном детстве активно используются игровые технологии.
Публикация «Современная игровая технология в ДОО: игровой сеанс как средство развития младших дошкольников» размещена в разделах
Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации, при полном внимании и сопереживании взрослого.
Задачи игровой технологии, можно свести к следующему:
- Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков. Развитие воображения и творческой активности (4,6).
- Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
- Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
- Физическое развитие. Формирование ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарных норм и правил (4, 7).
- Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Так родилась идея игрового сеанса «Путешествия с остановками» в те места, которые выбирают сами дети. Это позволило мне привлечь большинство детей для совместной игровой деятельности. Появилась возможность систематизировать и закреплять раннее полученные знания детей, в непринуждённой обстановке знакомить их с новой информацией.
Обычно, я спрашиваю детей: «Что мы с вами сегодня придумаем?», «Куда отправимся на этот раз?», «А на чем?», «Где мы с вами возьмем это транспортное средство?». Дети сообщают о своих намерениях, конструируют транспорт из крупных модулей, если есть такая необходимость, усаживаются и начинается «путешествие». На этом этапе игры развиваются речевые, познавательные, конструктивные и коммуникативные способности детей.
Обычно поездка на транспортном средстве сопровождается песнями: «Машина» (сл. Н. Найденовой, муз. Т. Попатенко, «Вот бежит паровоз» (сл. О. Высоцкой, муз. З. Компанейца, «Самолет» (сл. Н. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой). Такой приём позволяет определить время пребывания в транспортном средстве, а проговаривание слов и подпевание песни, помогает развитию речи и музыкального слуха у детей. Задаю после песни вопрос: «Куда мы с вами приехали?» В зависимости от ответа детей провожу подвижные игры. Если остановка «Заячья полянка», то играем в подвижные игры «Зайцы и волк», «Лиса и зайцы», «Зайка серенький сидит». Спрашиваю у ребят: «А кто еще по соседству с зайцами живет?». Провожу подвижные игры «Совушка-сова», «У медведя во бору», «Как на горке снег», «Медведь и пчелы». В этот момент к речевому и познавательному развитию присоединяется физическое.
Закрепление раннее изученного материала по формированию элементарных математических представлений также можно провести, используя подвижные игры. Такие понятия, как больше, меньше, столько-сколько, на сколько больше (меньше) закрепляются в результате игры. Использую подвижную игру «Найди свой дом», как упражнение для закрепления сенсорных эталонов (цвет, форма).
Есть у нас остановка «Бабушкина деревня». «Кто нас встречает у калитки?» - задаю вопрос детям. В зависимости от ответа детей, играем в подвижные игры «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Гуси-гуси», «Наседка и цыплята», «Куры в огороде». Спрашиваю у ребят: «Кто это там раскудахтался? Кто знает, как бабушка зовёт эту курочку?» (Здесь же можно провести драматизацию русской народной сказки «Курочка Ряба», по ролям).
По осени мы помогали бабушке «собирать урожай в саду и в огороде», «варили компот», «солили капусту», благодаря пальчиковой гимнастике. Использую в играх песенный материал «Здравствуй осень» (сл. Е. Благининой, муз. В. Ветлиной, «Огородная хороводная» (сл. А. Пассовой, муз. Б. Можжевеловой). У детей приобретаются знания о дарах осени, закрепляются эталоны величины, систематизируются знания об овощах и фруктах, развиваются музыкальные способности. В играх малой подвижности «Фрукты – овощи» и «Колобок» (авторская игра, развиваются восприятие, внимание, память и мышление, умение передавать предмет (мяч) друг другу.
На остановке «Чистые пруды», на которой живут разные представители фауны, провожу, соответственно, такие подвижные игры: «Лягушки и цапля», «Караси и щука». В них, кроме развития физических качеств (быстроты и ловкости, происходит познавательное и речевое развитие.
На остановке «Дремучий лес» у нас живет «Коза – дереза» со своими козлятами и звери из русских народных сказок «Теремок» и «Рукавичка». Участвуя в играх – драматизациях, у детей развиваются их индивидуальные творческие способности, происходит формирование успешности ребенка, активизируются их коммуникативные качества.
По окончанию игрового сеанса мы различными способами переносимся опять в детский сад. Задаю детям вопросы: «Куда мы с вами ездили? Где вам больше всего понравилось? Почему? Кому вы об этой поездке расскажите? Кого вы взяли бы с собой в путешествие?» (даю возможность высказаться всем детям). Хвалю тех ребят, которые избежали конфликтов в течении «Игрового сеанса», и тех, кто смог самостоятельно справиться с конфликтной ситуацией (спором, ссорой) и т. д.
Играя с младшими детьми, воспитатель действует наравне с детьми, выполняя главную роль, и в то же время руководит игрой. Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т. п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений.
Веселый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.
Такие игровые сеансы можно проводить как в группе, так и на улице, во время прогулки.
Результаты педагогического наблюдения, проведенного за игрой детей в ходе «Игрового сеанса», воспитатель может использовать для корректировки образовательных задач и планирования индивидуальной работы с детьми.
Какие же моменты может отследить воспитатель, наблюдая за детьми? (в зависимости от возраста детей).
- Сформированность коммуникативных навыков.
- Способность обращаться к сверстнику с просьбой / вопросом.
- Умение ребенка выстраивать партнерские отношения с другими детьми в процессе игры.
- Умение конструктивно решать детские конфликты, возникающие в ходе игры.
- Способность согласовывать собственные интересы с интересами других детей.
- Проанализировать способность ребенка развивать игровой сюжет, сформированность игровых навыков и т. д.
Таким образом, применяя игровые сеансы, мы наполняем мир ребёнка новыми знаниями и представлениями об окружающей действительности, помогаем систематизировать его знания, развиваем коммуникативные качества, физическую активность, помогаем формированию успешности ребёнка.
Список литературы:
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. /Губанова Н. Ф. – М. Мозаика-Синтез, 2015. – С. 5, 23.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. /Соломенникова О. А. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – С 29.
3. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Степаненкова Э. Я. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – С. 64.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 // –С. 6,7.