Надежда Евсеева
Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Евсеева Надежда Викторовна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 91»
Проектная деятельность как средство формирования
познавательно — речевого развития дошкольников
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет ведущие цели дошкольного образования – создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирование базовой культуры личности, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской активности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной и т. д.
Публикация «Проектная деятельность как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Одним из наиболее эффективных методов активизации речевой и познавательной деятельности детей является метод проектов. В ходе разработки и реализации проектов решаются такие задачи по речевому развитию, как развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя, связной речи, формирование словаря, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Посредством проектной деятельности происходит активное развитие и познавательных интересов детей, любознательности, творческого мышления, умения анализировать, делать простейшие обобщения и выводы. В ходе деятельности расширяются представления детей об окружающем мире.
Применительно к детскому саду, проект – это специально организованный комплекс действий, направленный на разрешение проблемной ситуации и завершающийся созданием творческого продукта.
В детском саду работа по проектной деятельности строится по формуле «проект = дети + родители + педагоги». На первом этапе определяется цель проекта и его конечный продукт. Далее выстраивается план действий по достижению цели. Затем, следует практическая часть, непосредственное выполнение проекта. На заключительном этапе происходит презентация готового продукта.
Более подробно рассмотреть организацию проектной деятельности возможно на примере одного из последних проектов нашего ДОУ «Мой край – Карелия».
Цель проекта : создание единой образовательной среды в детском саду и дома, получение итогового продукта – альбомов по выбранным темам.
Основные задачи: 1) вовлекать семьи в единое образовательное пространство;
2) формировать партнерские, доверительные отношения с родителями воспитанников;
задачи по познавательному развитию :
расширять представления детей о малой родине – Карелии;
приобщать детей к карельским традициям и праздникам;
обогащать знания детей о животном и растительном мире родного края;
задачи по речевому развитию :
. развивать связную монологическую речь:
. обогащать активный словарный запас;
развивать уверенность, умение презентовать себя и свою работу.
В рамках темы «Мой край – Карелия» каждая группа, соответственно своему возрасту и интересам, выбирала направление. Например, «История Петрозаводска», «Профессии жителей Карелии», «Деревья Карелии», «Грибы Карелии» и другие. В группах каждая семья определяла свою более узкую тему в рамках общей. На этапе реализации проекта дети представляли свои работы друг другу, посещали параллельные возрастные группы, выступали на родительских собраниях, на открытых мероприятиях муниципального и республиканского уровня.
Благодаря активной работе детского сада, в проектной деятельности наблюдается положительная динамика в познавательно — речевом развитии дошкольников. Воспитанники становятся более самостоятельными, целеустремленными, общительными, умеют презентовать себя и результаты своей деятельности перед сверстниками и взрослыми. Метод проектов дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки.
Список используемой литературы
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. : Мозайка-Синтез 2008.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155.