Швендых Лилия Павловна
Опыт работы «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме
«Дидактические игры как эффективное средство
коммуникативно-речевого развития дошкольников».
Слайд №1. (заставка с портретом воспитателя)
Уважаемые коллеги и члены жюри! Представляю вашему вниманию краткое изложение своей системы работы.
Публикация «Опыт работы „Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд №2. (картинка) Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, она является определяющим фактором в развитии их личности, в том числе она влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Игра невозможна без речевого общения. Со стороны педагога необходима такая организация игрового общения, чтобы максимально помочь детям приобрести те коммуникативные и речевые умения и навыки, которые станут залогом успешного обучения в школе. К сожалению, в наш век тотального технического прогресса моменты живого общения становятся всё более редкими и краткими, что неизбежно отражается на качестве речи и общения детей.
Щёлк (тема опыта работы) Поэтому для себя я решила выбрать такую тему для самообразования – «Дидактические игры как эффективное средство коммуникативно-речевого развития дошкольников».
Слайд №3. (теоретическое обоснование) Следует признать, что данная тема достаточно хорошо изучена, и, в общем-то, не нова. Вопросами использования дидактических игр в работе с дошкольниками занимались «корифеи» педагогики Л. А. Венгер, В. В. Гербова, Швайко, А. И Максаков и другие. Однако бесспорным является и другой факт:
Щёлк (картинка) компьютеризация становится неизбежным требованием и необходимостью сегодняшнего дня. Компьютерные игры вступают в серьёзную конкуренцию с играми дидактическими (настольно-печатными и словесными). И я вижу в этом серьё зную проблему: при всех несомненных достоинствах, которые несут в себе компьютерные игры, у них есть значительный недостаток: они не стимулируют активную, экспрессивную речь ребёнка. Современные условия таковы, что игровые задачи сводятся, как правило, к скорости реакции, умению быстро реагировать на вопросы и слуховые стимулы, и от ребёнка не требуется проговаривания и речевого сопровождения своих действий.
Слайд №4. (целевые ориентиры) Актуальность данной темы подтверждается тем, что среди тех целевых ориентиров воспитанников, которые прописаны в ФГОС и которые оказались востребованы обществом, есть те, что непосредственно связаны с направленностью моего опыта работы, а именно: ребенок проявляет самостоятельность в игре, общении, достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
Слайд №5. Опираясь на собственный опыт и актуальность проблемы, определила цель своей работы – развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через применение дидактических игр.
Слайд №6. Для осуществления поставленной цели определила задачи:
- помогать детям овладевать нормами родной речи, работая над развитием всех её сторон (лексического, грамматического строя речи, связной речи и др.);
- развивать умение вступать в контакт с людьми, правильно пользуясь лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей.
- посредством организации активной коммуникации во время игр, воспитывать культуру речевого общения, прививая нормы и правила речевого этикета.
Слайд №7. При организации работы наметила следующие этапы:
теоретический, практический и итоговый (результативный)
Слайд №8. В ходе теоретического этапа мною проведена работа по изучению методической литературы, анализу условий и мониторингу развития воспитанников.
Слайд №9. Я внимательно изучила:
- соответствующие разделы основной программы ДОУ «От рождения до школы»;
- основные методические приёмы из программы «Радуга» и «Программы развития речи дошкольников» О. С. Ушаковой.
Кроме того, я изучила и приобрела много дополнительной литературы, которая обеспечила меня ценным практическим материалом для использования в своей педагогической деятельности.
Слайд №10. Мною были проанализированы условия, созданные в группе для речевого развития детей. В группе была и есть специально отведённая зона речевой активности «Болтунишки», где есть немалое количество дидактических речевых игр, где ребята могут в любое время выбрать игру по душе.
Вместе с тем я отметила, что:
- в Зоне речевой активности недостаточное количество дидактических игр по развитию грамматического строя речи и фонематического слуха;
- Не было символов артикуляционной гимнастики;
- Не хватало некоторых тематических альбомов;
- Не хватало современных ярких фабричных пособий.
Слайд №11. Используя «Индивидуальные карты развития», в младшем возрасте провела первичную диагностику, обращая особое внимание на уровень игровой, познавательной и коммуникативной деятельности детей. (На тот момент мы работали по ФГТ, и речевая развитие тогда не выделялась в отдельную область).
Результаты показали, что в интересующих меня областях (в совокупности) высокий уровень имели лишь 15% детей, средний - 40%, низкий - 45 %. Как выяснилось, в группе только у 4 детей была норма речевого развития. Только с этими 4 детьми можно было доступно общаться, дети понимали вопросы и могли понятно ответить.
Выяснила, что ребятам, в общем-то, интересно рассматривать тематические альбомы, слушать, узнавать интересное об окружающих предметах, но отсутствующие речевые навыки не позволяли им реализовать общение на должном уровне.
Таким образом, я увидела, что воспитанники моей группы имеют достаточный потенциал для развития речевых способностей, а недостатки в развитии можно успешно преодолеть при совершенствовании развивающей среды и целенаправленной систематической работе в данном направлении.
Слайд №12. После реализации теоретического этапа я перешла на практический этап.
Практический этап предполагал:
- разработку планирования;
- систематизацию материала;
- совершенствование условий;
- проведение мероприятий;
- организацию просветительской работы с родителями.
Слайд №13. Я составила перспективное планирование для младшего и среднего возраста, в котором расписала речевые игры на каждый месяц с учётом сезонности.
Слайд №14. Сделала картотеку дидактических игр на младший и средний дошкольный возраст, подборку пальчиковых игр, комплексов артикуляционной гимнастики. Использование дидактических игр отражено в моём календарном планировании образовательной деятельности. В основном дидактические игры провожу индивидуально в утренние и вечерние часы, а игры по подгруппам (8-10 детей) – во 2-ой половине дня. Иногда игры используются как часть занятия.
Слайд №15. В связи с введением ФГОС, вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в детском саду на сегодняшний день стал особенно актуальным.
Проделано много работы, и на сегодняшний день в зоне речевой активности «Болтунишки» имеется всё необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы : индивидуальные зеркала, сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму. Имеются разные виды дидактических игр : и словесные, и с игрушками и предметами, и настольно-печатные. Мне помогло то, что в 2015 году в детском саду был организован конкурс «Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ», и он активизировал и ускорил мой поиску и приобретение необходимого материала для речевой зоны. Руководство моего детского сада высоко оценило мои старания, присудив мне в конкурсе 1 место и подарив в группу новые дидактические игры.
Слайд №16. В плане содержания можно сказать, что вся моя повседневная педагогическая работа насыщена специальными играми и упражнениями коммуникативно-речевой направленности, которые помогают формировать звуковую культуру речи, грамматический строй речи, фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза. Знакомлю детей с антонимами, синонимами, фразеологизмами, образными выражениями, пословицами, поговорками, скороговорками и чистоговорками. Поощряю словотворчество детей и элементарное рифмо-сочинительство.
Систематически провожу артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных движений речевого аппарата. Регулярно развиваю просодическую сторону речи (силу, высоту, темп и громкость речи). Регулярно провожу игры, тренирующие мелкую моторику рук.
Особенностью моей работы является то, что во время проведения игр всё моё взаимодействие с детьми максимально оречевляется. Я постоянно создаю ситуации, когда детям необходимо вступать в диалоги, аргументировать свои мысли, произносить развёрнутые высказывания.
Слайд №17. Дети моей группы имели возможность успешно продемонстрировать приобретённые речевые и коммуникативные умения как в НОД, так и в утренниках, развлечениях, Неделях Театра, в открытых просмотрах, в День открытых дверей.
Слайд №18. Такая многоплановая работа подвела меня к необходимости использования метода проектов. В средней группе мы с детьми успешно реализовали информационно-игровой проект «Книги читать – скуки не знать». Материалы данного проекта впоследствии были представлены на сайте Общероссийского конкурса «Золотая рыбка», где я получила Диплом 1 степени.
Слайд №19. Дидактические игры - эффективное средство развития речи еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Для родителей оформляю тематические папки-передвижки с консультациями на речевые темы. Применяю «Полочку речевых игр», которые можно давать родителям на дом (чаще для домашнего пользования даю игры, имеющие дидактическую ценность, лёгкие в проведении в домашних условий, не требующие особых педагогических знаний и изготовленные своими руками). На родительских собраниях практикую проигрывание отдельных игр, чтобы мамы и папы в дальнейшем использовали свои знания в домашних условиях.
Слайд №20. На итоговом этапе, чтобы оценить результаты педагогического взаимодействия с детьми, провела итоговую диагностику, обращая первостепенное внимание на интересующие меня виды деятельности.
Слайд №21. По сводной таблице сделала сравнительные диаграммы, которые наглядно показали, что положительная динамика в коммуникативно-речевом развитии моих детей видна не только в пределах одного учебного года, но и в течение нескольких лет.
В этом году мои воспитанники перешли в старшую группу, и первичное логопедическое обследование состояния речи детей показало, что в группе только 1 ребёнок имеет общее недоразвитие речи (и то это ребёнок новенький, а имеющиеся у других детей недостатки речи в большей степени связаны с лёгкими нарушениями звукопроизношения и несовершенством фонематического слуха. До поступления в школу у этих детей есть ещё 2 года, и потому прогнозы в речевом развитии детей учитель-логопед видит очень положительными.
Средний рост показателей за три учебных года составил 33%.
Анкетирование родителей показало, что родители очень довольны результатами проводимой работы с детьми. Они стали активно сотрудничать со мной, проявляя больше заинтересованности и компетентности.
Слайд № 22.
Таким образом, анализ проведённой работы показал :
• На основе использования дидактических игр у детей расширяется словарный запас, развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром.
• Диалоговое общение воспитателя с детьми во время использования дидактических игр эффективно способствует развитию активной речи дошкольников и навыков коммуникации.
• Считаю, что дидактические игры не надо воспринимать как “панацею” для решения всех речевых проблем, но они действительно являются эффективным средством, если являются неотъемлемой составной частью продуманной, спланированной системы работы по общему развитию речи.
Слайд №23. В перспективе планирую и дальше пополнять зону речевой активности новыми дидактическими и настольно-печатными играми, завершить составление перспективного планирования для старших возрастных групп. Планирую и дальше работать в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, более активно привлекать детей в различных театрализованных постановках, в речевых смотрах и конкурсах.
Слайд №24. Спасибо за внимание!