Гарипова Зульфия
Театрализованная игра как средство речевого развития младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов формирования личности. В настоящее время все больше внимания уделяется речевому развитию дошкольников, формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Введение нового образовательного стандарта ориентирует педагогов на игровой характер процесса образования, поскольку игра является наиболее доступным и интересным для дошкольника видом деятельности. Одну из разновидностей игры представляет театрализованная игра. Участвуя в подобных играх, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, поскольку дети в таких играх чувствуют себя раскованно и свободно. Подобная деятельность является эмоционально насыщенной, что и привлекает в ней дошкольника.
Публикация «Театрализованная игра как средство речевого развития младших дошкольников» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Особенно велика роль театрализованной игры в развитии речевых, коммуникативных навыков младшего дошкольника. Такая игра позволяет реализовывать предусматриваемые ФГОС ДО основные направления по развитию речи детей : развитие словаря, формирование грамматического строя, воспитание любви и интереса к художественному слову. В ходе театрализованной игры совершенствуется артикуляционный аппарат, происходит формирование диалогической, эмоционально выразительной, образной речи.
Театрализованные игры строятся на основе литературных или фольклорных произведений, в них всегда присутствуют зрители. Среди театрализованных игр Артемова Л. В. различает игры - драматизации и режиссерские игры. В играх -драматизациях ребенок сам использует роль "артиста", передает образ героя, используя вербальные и невербальные (интонация, мимика, жесты) средства коммуникации. Видами драматизации являются игры -имитации образов животных, людей, сказочных персонажей, ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений. В подобных играх усваивается богатство родного языка, его выразительные средства. Игры - драматизации способствуют формированию диалогической, эмоционально насыщенной речи. Проигрывание потешек, сказок также влияет на перенос новых слов, словосочетаний в активный словарь ребенка.
В режиссерской игре "артистами" являются игрушки, которыми управляет ребенок. Используя разные средства вербальной выразительности, он озвучивает" героев и комментирует сюжет. Режиссерские театрализованные игры включают в себя настольный театр, плоскостной (фланелеграф) и объемный (бибабо,пальчиковый) театр.
В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач речевого развития является воспитание звуковой стороны речи - темпа, интонации, силы голоса. Решение подобной задачи может происходить при разыгрывании многих русских народных сказок: "Три медведя","Рукавичка" позволяют дошкольникам произносить одни и те же реплики низким (Михайло Потапыч) и высокими (Мишутка, мышка, лягушка) голосом. драматизация сказки "Теремок", "Кот, петух и лиса" учит имитации движений животных, тренирует детей в употреблении вопросительной и восклицательной интонации.
диалогическая речь, являясь первичной формой речи, служит основой для зарождения монологической речи. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы. Необходимость развития у ребенка умения строить диалог решается при разыгрывании различных сказок ("Колобок", "Под грибом", "Кисонька - мурысенька","Курочка - рябушечка"). Развитию речевых способностей ребенка, а именно умению составлять рассказы способствуют различные упражнения, предлагаемые Ушаковой О. С., например "продолжи сказку. ".Так же важно учить ребенка видеть начало, середину и конец рассказа, действия. Подобное умение можно формировать в упражнении "Разложи картинки" (по сказкам "Рукавичка", "Под грибом", "Три медведя").
Совершенствование артикуляционного аппарата может осуществляться при драматизации доступных детям потешек "Рано, рано поутру"(автоматизация звука[р], "Ай дуду,дуду,дуду. "(автоматизация звука[д]). Воспроизведение звукоподражательных слов, голоса животного (потешка "Гуси,гуси","Козлик") также благотворно влияет на развитие звукопроизношения.
Различные упражнения, проводимые в начале или после окончания театрализованной игры, способствуют и активизации словарного запаса, развитию грамматического строя речи. Например использование игр Ушаковой О. С. "Кто лучше похвалит", "Назови одним словом" при драматизации сказки "Три медведя" пополняет словарь ребенка прилагательными, обобщающими понятиями (мебель, посуда, игра "Кто что умеет делать" при инсценировке потешки "Наши уточки с утра. " обогащает речь ребенка глаголами (крякать, гоготать,кукарекать). При обыгрывании сказки"Курочка Ряба" можно упражнять детей в назывании многих качеств персонажей (дед и бабка старые, курочка рябая,мышка серая) и их действий (били, бежала, вильнула, разбилось).
таким образом, педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их активном воздействии на речевое развитие младшего дошкольника. Через ролевые высказывания, драматизацию сюжетов литературных произведений дошкольники активно экспериментируют со словом, мимикой, движением. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. Упражнения на различное интонирование слов (грустным, веселым, низким, высоким голосом) развивают мелодико- интонационную выразительность и плавность речи. Использование музыки при организации театрализованных игр позволяет детям ярче передавать движения героев, которые в свою очередь, повышают активность речедвигательного аппарата. При исполнении роли дошкольнику необходимо изъясняться четко, ясно и понятно, что приводит к улучшению диалогической речи, ее грамматического строя. Именно в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить- играя, поэтому такие игры являются одним из эффективных способов воздействия на ребенка. Кроме того, именно театрализованная деятельность позволяет дршкольникам преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе,которые могут негативно влиять не только на речевое развитие ребенка, но и развитие личности в целом.