Елена Кипурова
Проектная деятельность как средство формирования познавательного, речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Публикация «Проектная деятельность как средство формирования познавательного, речевого развития дошкольников» размещена в разделах
Актуальной проблемой развития речи детей дошкольного возраста является недостаточно сформированный навык построения связного высказывания. По результатам анализа наблюдений в группе можно отметить следующие проблемы развития речи у детей :
-связные высказывания короткие;
-состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
На наш взгляд, решению данных задач способствует использование проектной деятельности в работе с детьми. Так как в период работы над проектом происходит интеграция общих способов решения учебных и творческих задач, общих способов мыслительной, речевой, художественной и других видами деятельности. Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью.
Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников.
На первом, мотивационном этапе проекта решается множество коммуникативных задач: умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения; речевых : умение ставит вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения.
На втором, проблемно-деятельностном этапе решаются задачи обогащения активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов; развитие связной речи : дети составляют описательные и повествовательные рассказы.
На третьем, творческом этапе проекта идет обобщения и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация.
В средней группе, при осуществлении проектной деятельности очень важна роль педагога. Ребенок среднего дошкольного возраста еще не готов самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить замысел. Поэтому воспитатель является организатором детской продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии.
На наш взгляд, проектная деятельность является более эффективной формой работы с дошкольниками, так как в реализации проекта могут принимать участие все участники образовательных отношений.
Таким образом, в группе «Золотой петушок» в преддверии праздника Дня защитника Отечества был разработан и реализован среднесрочный проект «Мой папа лучший самый».
Цель: Формирование у детей чувства патриотизма на основе раскрытия значимости роли отца в семье посредством реализации проектной деятельности.
Задачи:
- способствовать активизации познавательной и речевой деятельности;
-познакомить детей с праздником «День Защитника Отечества»;
- формировать знания детей о различных видах войск, военной техники;
- развивать связную речь детей;
-формировать словарь;
- воспитывать уважение к Защитникам Отечества, чувство патриотизма, желание защищать свою Родину;
- развивать уважительное отношение к своим отцам.
Предполагаемые результаты:
На уровне детей
• повышение роли отца в сознании ребенка;
• повышение знаний у детей о Российской армии;
• проявление у детей интереса к армии, уважения к защитникам Отечества, чувства патриотизма, желания защищать свою Родину;
• повышение уровня сформированности у детей связной речи по итогам реализации проекта;
• активизации познавательной и речевой деятельности;
• формирование словаря;
• положительная динамика образовательного процесса;
На уровне педагогов
• повышение профессиональной компетентности (технологическая, коммуникативная и рефлексивная культура);
• творческая самореализация в профессиональной деятельности.
На уровне родителей (законных представителей)
• повышение заинтересованности к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
Этапы проекта :
1 этап:
-подбор детской художественной литературы, стихотворений, загадок;
-подбор информации для реализации проекта через ИКТ : песни, презентация «Рода войск».
-подбор наглядного материала по теме;
-подбор материалов для презентации «Мой папа лучший самый».
2 этап:
-рассказ воспитателя об истории возникновения праздника, о Российской армии;
-беседы с детьми «Какие рода войск вы знаете», «Наша Армия - сильна!»«Защитники Отечества»;
-чтение художественной литературы;
-заучивание стихотворений;
-проведение сюжетно-ролевыхигр «Моряки», «Лётчики», «На боевом посту», подвижных игр «Самолеты», «Меткие стрелки»;
-НОД по познавательному развитию «День Защитника Отечества»;
-дидактические игры «Узнай род войск», «Военные профессии», «Соберём картинку», «Что нужно человеку военной профессии»;
-изготовление поделок, открыток, подарков для пап;
-изготовление рисунков «Портрет моего папы»;
-рассматривание рисунков «Портрет моего папы», составление рассказов по ним.
3 этап:
-выставка рисунков «Портрет папы»;
-презентация проекта.
Использование метода проектов позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
Проектная деятельн6ость позволяет решать множество задач дошкольного образования, в том числе и задачи патриотического воспитания дошкольников.