Ольга Устюгова
Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод интеллект – карт.
Публикация «Интеллект-карта как средство речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты". В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Данный метод помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Существуют общие требования к составлению интеллект –карты:
v Главная идея обводится в центре страницы.
v Лист располагается горизонтально.
v Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
v Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении, используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.
v Каждая мысль обводится.
v В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
v Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться. В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях: 1 –направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
2 –направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
1 вариант:
Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к теме.
К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-действия. Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют предложения.
3 –направление Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Рекомендации (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей экспериментируйте и у вас всё получится.
Использование в работе метода интеллект-карт позволило достичь положительной динамики в речевом развитии:
пополнился словарный запас;
улучшилась лексико -грамматическая структура речи;
дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.
Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект- карты позволяет осуществлять интеграцию областей. Данный метод является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, а также формирует преемственность между детским садом и школой.