Алена
Психологическая готовность детей с нарушениями зрения к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать физическую, умственную и личностную готовность к жизни и систематической учебной деятельности в школе.
Физическая готовность включает наличие нормального здоровья у детей и необходимых двигательных навыков, предусмотренных программой детского сада.
Умственная готовность предполагает наличие определенных базовых знаний об окружающем мире и простейших закономерностях, происходящих в нем, способов умственных действий, обеспечивающих познавательную деятельность, а также свободное речевое общение, достаточный словарный запас, адекватное понимание слов, правильный грамматический строй речи.
Личностная готовность подразделяется на мотивационную, волевую и эмоциональную. Мотивационная готовность – сформированность положительных мотивов и поведения, т. е. подчинение сиюминутных желаний требованиям школьной жизни. Волевая готовность – устойчивость внимания, умение преодолевать трудности, чувство ответственности. Эмоциональная готовность – умение работать сообща, доброжелательность, готовность уступить, помочь, самоограничение в интересах коллектива.
Изучение состояния физического развития детей с патологией зрения показывает, что они зачастую физически ослаблены, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Многие из них перенесли одну, две, а иногда и больше операций органа зрения. У некоторых детей обнаружены нарушения нервного статуса, сколиозы, плоскостопие и т. д.
Умственное развитие детей с патологией зрения изучалось в двух направлениях: выявлялось наличие у детей информации о предметах, явлениях, связях и закономерностях, происходящих между этими предметами и внутри них, а также способы умственных действий, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка.
Содержательная сторона умственного развития детей с патологией зрения, их вооруженность знаниями как основой будущей умственной деятельности в школе и процессуальная сторона, т. е. владение способами умственной деятельности, отстают от программных норм. Особенно резко дети с нарушениями зрения отстают в личностной готовности к школьной жизни. Это обнаружилось и в недоразвитии мотивов игровой деятельности, и в отсутствии многих волевых качеств личности, и в слабой коллективистской направленности личности ребенка с патологией зрения.
Несмотря на благоприятные условия, создаваемые в специальных дошкольных учреждениях для детей с патологией зрения, эти дети зачастую в первый класс поступают психологически неподготовленными или недостаточно подготовленными. Многие из них при поступлении в школу испытывают значительные трудности, особенно в учебной деятельности, которая становится доминирующей. Для некоторых большую сложность представляет налаживание общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с этим необходимо ввести систему коррекционно-воспитательной работы, направленной на усовершенствование подготовки детей с патологией зрения к школе.