Елена Призенцова
Технология экспериментально-опытнической деятельности как средство развития индивидуальности и инициативности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Призенцова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10» г. Дзержинск, Нижегородская область
Как известно, дошкольник - неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением, открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует нас на создание условий для овладения ребенком способами практического взаимодействия с окружающей средой, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. В тоже время Стандарт характеризуют познавательно- исследовательскую деятельность как сквозной механизм развития дошкольника, наряду с общением и игрой. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создание условий для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование сегодня.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как известно, зачатки исследовательских способностей проявляются у дошкольников уже с раннего возраста (с 1–2 лет, поэтому экспериментально-опытническую деятельность в нашем ДОУ мы организуем с детьми с младшего дошкольного возраста (в соответствии с рекомендациями Программы). Целью экспериментально- опытнической деятельности в ДОУ является : создание условий для формирования и расширения представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста способствует решению следующих задач:
• Формирование у дошкольников диалектического мышления, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме.
С младшими дошкольниками экспериментально-опытническая деятельность мы организуем в форме опытов и экспериментов. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить детям свойства и качества предметов,явлений. Элементарные эксперименты с младшими дошкольниками позволяют познать детям элементарные физические явления. Работу с детьми мы организуем небольшими подгруппами в рамках организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим один раз в неделю. Подбор и планирование экспериментально-опытнической деятельности начинаем с самых доступных для них тем, например: «Узнаем, какая вода», «Игры с соломинкой», «Красящие вещества фруктов»,«Изготовление цветных льдинок» и т. п.
Организацию экспериметальной –опытнической деятельности с дошкольниками мы начинаем с игр-экспериментов. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятия всегда присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи, создает проблемную ситуацию, мотивирует детей. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).Чтобы опытническая деятельность имела положительные результаты у младших дошкольников, особое внимание мы уделяем: четкому формулированию цели и задачи опыта; предоставлению детям возможности самостоятельности и активности при решении познавательной проблемы (задачи).
При организации экспериментально–опытнической деятельности с детьми придерживаемся структуры:(определенной Т. А. Серебряковой) :
• Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• Проверка гипотез;
• Подведение итогов, вывод;
• Фиксация результатов;
• Вопросы детей.
После проведения опытов, у детей возникает множество вопросов. Мы не всегда торопимся с ответом, а стараемся создать условия для самостоятельного нахождения ответов, с помощью наводящих вопросов, нацеливаем на поиск нескольких вариантов решения, с помощью проблемных ситуаций,стараемся нацелить их на поиск нескольких вариантов решения, тем самым способствуем развитию детской инициативы, самостоятельности,чтобы у детей возникало чувство радости и гордости от успешных инициативных действий. Для того, чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, повторяем его дважды, продумывая небольшое усложнение. Развитию познавательных способностей младших дошкольников способствует использование такого метода как наблюдения за объектом. Возможность его использования широка : в помещении или на территории детского сада, в ходе режимных моментов, организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей. Восприятие предметов и процессов способствует развитию визуальных и мыслительных способностей детей, помогает устанавливать элементарные связи, зависимости. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.
Одним из условий решения задач экспериментально-опытнической деятельности является организация развивающей предметно-пространственной среды. В групповом уголке природы имеется инвентарь это: необходимые инструменты для экспериментирования ( специальная посуда :стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик,а также схемы, картинки (опытов, картинки с изображением природного материала)
Вся эта работа невозможна без тесного сотрудничества с родителями и по возможности мы стараемся ее осуществлять совместно с ними. Кроме традиционных форм работы с ними они принимают участие с пополнении РППС, не редко именно с их помощью в группе появляется инвентарь для экспериментирования, бросовый, демонстрационный материал. Мы в свою очередь в родительских уголках стараемся не только освещать все направления образовательной деятельности, но и предлагаем им познавательный материал который они могли бы почитать, рассмотреть с ребенком дома.
Подводя итоги проделанной работы,мы можем отметить, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников идет процесс формирования познавательно-исследовательского интереса, а также под руководством педагога происходит развитие детской инициативы, поддержка детской индивидуальности. Ведь процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Литература:
1. Приказ МО и науки РФ от. 17.01.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н. Е. ,Комаровой Т. С, Васильевой М. А. Москва: Мозаика-Синтез, 2014 г;
3. «Неизведанное,рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина: Москва, 2001 г;
4. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Е. В. Марудова: СПб, 2013 г;
5. «Экспериментальная деятельность детей младшего возраста» Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова: СПб 2009;
6. «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» Т. А. Серебрякова: Москва, 2013 г;