Приложение МААМ

ООД по речевому развитию для детей группы старшего дошкольного возраста «Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные»

Татьяна Скрягина
ООД по речевому развитию для детей группы старшего дошкольного возраста «Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с приемом определения глухости-звонкости согласных звуков.

Образовательные задачи:

• учить детей определять глухость-звонкость согласных звуков;

• закреплять умение детей определять мягкость, твердость согласных;

• тренировать детей в дифференциации звуков [В] и [Ф];

• тренировать детей в звуковом анализе слов : выделении первого звука; определении места звука в слове;

Публикация «ООД по речевому развитию для детей группы старшего дошкольного возраста „Звуки [В] и [Ф], Звонкие и глухие согласные“» размещена в разделах

• формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;

развивать память, речь, воображение, коммуникативные качества;

Материал: презентация, карточки с «подарками» (ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг, подарочные коробки вишневого и фиолетового цвета, карточки «Схема слова», карточки с «угощениями» (ватрушка, суфле, варенье, халва, слива, тыква, фасоль, фрукты, вафли, карточки с нарисованными колокольчиками и соломенными шляпками.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность

Воспитатель собирает детей около себя.

Любите ли вы ходить в гости?

А по какому поводу и к кому вы ходите в гости?

Как надо вести себя в гостях? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что сегодня у звуков [В] и [Ф] – день рожденья, и они приглашают детей к себе в гости.

С чем обязательно приходят на день рождения? (С подарками.)

Хотите выбрать подарки для звуков?

Сможете?

2. Актуализация знаний.

Часть 1

Дидактические задачи:

1) тренировать детей в звуковом анализе слова (выделении первого звука в слове, характеристике выделенного звука);

2) актуализировать знание детей о твердости-мягкости звуков;

3) развивать образное мышление, воображение, память, речь, коммуникативные качества.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу, на котором находятся 2 коробки – большая и маленькая. Кроме этого на столе имеются карточки, на которых изображены ваза, фонарь, валенки, варежки, фотоаппарат, факел, флаг.

Воспитатель говорит, что звук [В] любит все, что начинается со звука [В], а звук [Ф] – любит все, что начинается со звука [Ф].

Как вы думаете, какие подарки мы выберем для звука [Ф] ([В]?

Почему?

После ответов детей воспитатель предлагает детям в большую коробку положить подарки для звука [В]. Дети самостоятельно выбирают нужные карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в большую коробку.

Подарки для какого звука мы положим в маленькую коробку? (Для звука [Ф].) Дети берут оставшиеся карточки, называют предметы, которые на них изображены и кладут в маленькую коробку.

Дайте характеристику звуку [В] (Согласный твердый.)

Дайте характеристику звуку [Ф] (Согласный твердый.)

Часть 1

Дидактические задачи:

1) актуализировать знание детей о твердости-мягкости звуков.

Молодцы! Подарки готовы, идем в гости.

Дети подходят к доске, на которой расположены домики – синий и зеленый.

Ребята, как вы думаете, в каком домике живут звуки [В] и [Ф]? (В синем.)

Почему? (Потому что это согласные твердые звуки)

А какие звуки живут в зеленом домике? (согласные мягкие)

Какие согласные мягкие звуки вы знаете?

Дети приводят примеры.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для «открытия» нового знания;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения.

Дети здороваются со звуками и дарят им подарки.

Воспитатель рассказывает, что звуки [В] и [Ф] очень обрадовались гостям и подаркам, и предлагают детям отгадать загадки.

Чем мы, звуки [В] и [Ф] похожи? ([В] и [Ф] согласные твердые.)

Чем мы, звуки [В] и [Ф] отличаемся?

Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель предлагает детям произнести эти звуки. После этого дети дают ответ:

Звуки [В] и [Ф] произносятся по-разному: звонко и глухо.

Но наши друзья – звуки не верят, что один из них звонкий, а другой – глухой.

Докажите, что звук [В] – звонкий, а [Ф] – глухой.

Возникает затруднение.

У всех получилось доказать глухость-звонкость звуков?

Почему не получилось? (Потому что мы не знаем способа, который поможет нам определить глухость-звонкость согласного.)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

1) познакомить детей с приемом определения глухости-звонкости согласных звуков.

2) формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) развивать образное мышление, воображение, память.

Что нам сейчас нужно узнать?

Воспитатель помогает детям сформулировать познавательную цель.

Как можно узнать этот способ?

Дети перечисляют различные варианты. Приходим к выводу, что в данном случае лучше спросить у того, кто знает.

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего рассказывает:

Для того, чтобы определить звонкий звук или глухой, нужно закрыть ушки и произнести звук. Если даже при закрытых ушах звук слышен, то этот звук звонкий. Если же при закрытых ушах звук не слышен, то это глухой звук.

Закройте уши и произнесите звук [В].

Какой это звук? (Звонкий.)

Почему вы думаете, что это звонкий звук? (Потому что при закрытых ушах он слышен.)

Закройте уши и произнесите звук [Ф].

Какой это звук? (Глухой.)

Почему вы думаете, что это глухой звук? (Потому что при закрытых ушах он не слышен.)

5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

Часть 1

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.

Воспитатель рассказывает, что на дне рождения принято танцевать. Дети танцуют под веселую музыку.

Часть 2

Дидактические задачи:

1) формировать умение самостоятельно применять прием определения глухости-звонкости согласных;

2) закреплять умение детей дифференцировать звуки [В] и [Ф] по звонкости-глухости;

3) тренировать детей в умении определять место звука в слове (в начале, в середине или в конце)

Воспитатель собирает детей около себя.

Что еще обязательно бывает на дне рождения? (Угощение.)

Воспитатель рассказывает, что наши друзья приготовили для детей угощенье, но не успели его украсить!

Поможем?

Дети садятся за столы, на которых для каждого ребенка приготовлены листы бумаги, на которых нарисовано угощение. Под каждой картинкой изображена схема слова.

У каждого ребенка также имеются карточки с нарисованными на них колокольчиками и соломенными шляпками (по 2 штуки на каждого ребенка).

На середине стола стоят цветные карандаши, причем синих карандашей столько же, сколько детей.

Воспитатель объясняет задание:

Внимательно рассмотрите карточку с угощением. Медленно произнесите слово – название этого угощения. Определите, в каком месте слова – в начале, в середине или в конце находится звук [В] или [Ф]. После этого закрасьте соответствующую клеточку на схеме.

Для получения обратной связи воспитатель задает вопрос:

Если звук [В] или [Ф] находится в начале слова (в конце, в середине, то какую клеточку вы раскрасите?

Каким цветом вы будете раскрашивать клеточки? (Синим.)

Дети выполняют задание самостоятельно.

Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, в каком месте слова находится нужный звук.

Далее воспитатель просит детей украсить угощение, а для этого определить, звонкий или глухой звук в слове. Если звук звонкий, то его нужно украсить шапочкой колокольчик, а если глухой, то соломенной шляпкой. Детям предоставляется самостоятельность.

Для проверки воспитатель называет угощение, а дети говорят, звонкий или глухой звук в этом слове.

Молодцы! Отлично справились! А теперь нам пора возвращаться!

Дети прощаются со звуками.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.

Где сегодня были?

Смогли разгадать загадку звуков [В] и [Ф]?

Какие знания нам помогли это сделать?

Публикации по теме:

Интерактивная дидактическая игра по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Помоги ёжику» ИНТЕРАКТИВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ПОМОГИ ЁЖИКУ". Разработала воспитатель МБДОУ.

Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста Ниже представлена картотека игр, направленных на формирование всех компонентов.

Конспект НОД по речевому развитию для детей второй младшей группы «Звуки [Б], [Б’]» Конспект НОД по речевому развитию для детей 2-й младшей группы подготовила: воспитатель ГБДОУ № 41 Устимчук Виктория Александровна Цель:.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебный мир профессий» для детей старшего дошкольного возраста Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность. Цель: Обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной.

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л» Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: «Согласные звуки [л ], [л’], буква.

ОД по речевому развитию «Давайте жить дружно» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное.

План-конспект ООД по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» План - конспект ООД по обучению грамоте. Дата: 01.03.18 Воспитатель: Романова О. В. Тип: занятие по закреплению знаний. Тема: Гласные и согласные.

Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» Проект «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Конспект занятия по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке» Тема: Конспект по музыкальному и речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Музыка в сказке» Выполнил: Головина Елена.

Конспект ООД по речевому развитию «Звуки, которые мы поём. Закрепление знания гласных звуков» Конспект ООД по речевому развитию. Тема: Звуки, которые мы поем Цели: Закрепить знание гласных звуков А, О, У, Ы, Э; развивать фонетический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по речевому развитию для детей группы старшего дошкольного возраста «Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные»
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 16:01
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «ООД по речевому развитию для детей группы старшего дошкольного возраста «Звуки [В] и [Ф]. Звонкие и глухие согласные»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД