Вера Калашникова
Мастер-класс «Использование развивающих пособий В. В. Воскобовича в речевом развитии детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Среди актуальных проблем дошкольного образования особое место занимает проблема совершенствования форм и средств речевого развития дошкольников, ведь речь является необходимым средством взаимодействия ребенка с окружающим миром и его социализации.
В работе с детьми необходимо повторение и закрепление речевого материала, что зачастую приводит к повышенной утомляемости ребенка, потере интереса к занятиям. Чтобы увлечь детей, нужны нестандартные подходы.
Все мы знаем, что наиболее естественный вид деятельности ребёнка - это игра. Организация педагогического процесса в игровой форме способствует созданию мотивационной основы для формирования компетенций детей в разных видах деятельности.
Одной из современных игровых технологий является технология «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.
Используя элементы игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» в образовательном процессе, в совместной деятельности с детьми, в самостоятельной деятельности, можно закреплять множество речевых задач.
Одним из наиболее универсальных пособий, которое мы используем для развития речи детей, является развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». Это своеобразный сказочный мир, населенный необычными существами. «Фиолетовый лес» даёт возможность использовать вариативность заданий, комбинировать элементы игр на речевых занятиях и в совместной деятельности с воспитанниками.
В играх с плоскостными моделями, включенными в сказку, оживающую на коврографе, наши воспитанники приходят на помощь любимым персонажам, разрешают проблемные ситуации, выполняют различные задания и параллельно закрепляют речевой материал по разным лексическим темам.
Например, при освоении темы «Осень. Овощи. Фрукты» дети готовят угощение для любимых героев - Радужных гномов: раскладывают фруктовое варенье в банки, готовят салат из овощей и фруктов, выжимают сок из ягод и проговаривают: варенье из слив – значит это сливовое варенье; сок из моркови – морковный, салат из фруктов – фруктовый и т. д.
В речевом упражнении «Кто где будет зимовать?» закрепляем правильное употребления предлогов «В, НА, ПОД» (под елью, на ветке). А игра «Кто у кого?» позволяет упражнять детей в образовании названий детёнышей диких животных.
Так же «Фиолетовый лес» используется при работе над монологической и диалогической речью. Попадая в сказочную среду, дети вступают в диалог с жителями фиолетового леса, совместно участвуют в театрализованной деятельности и самостоятельно рассказывают литературные произведения для своих друзей.
Путешествуя по «Фиолетовому лесу», дети попадают в нестандартные ситуации, где составляют творческие рассказы на заданные темы, придумывают окончания историй, фантазийные рассказы и сказки.
Очень часто, для творческого рассказывания используем схему (Кто герой, куда отправился, с кем встретился, что произошло).
В ходе выполнения таких заданий, дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко без напряжения, развивают интонационную выразительность речи. Благодаря сказочному пространству и необычным героям, дошкольники становятся действующими лицами сказочных приключений. Они могут оказаться на поляне Золотых плодов, в стране Муравии, и посетить Чудо-острова. Всё это позволяет повысить мотивацию детей, возможность вовлечь их в игровой образовательный процесс, расширив и обогатив словарный запас.
Несколько слов хотелось бы сказать о развивающем пособии В. В. Воскобовича «Игровизор». Это игровой графический тренажер с заданиями. Работая с «Игровизором», ребёнок может осуществлять самоконтроль с помощью проверочных листов и исправлять ошибки, стирая проведенные фломастером линии. Это, в свою очередь, даёт детям уверенность в собственных силах, формирует положительную самооценку.
Помимо традиционных упражнений с лабиринтами, проведения графических диктантов, используем игровые задания «Когда это бывает?», где дети выбирают из предложенных изображений приметы определенного времени года, называют их и соединяют линиями изображения. В игре «Кому что нужно?» закрепляют представления о профессиях и орудиях труда людей. В игре «Чьи следы – упражняются в употреблении притяжательных прилагательных; а в игре «Угостим птиц» - в употреблении дополнений в творительном падеже.
В ходе выполнения таких заданий развиваем у детей зрительную память, представления о буквах, учимся составлять схемы слова и предложения, усваиваем лексический словарь, стимулируем речевую активность, способствуем созданию ситуации успеха.
Еще одно пособие – это многофункциональная игра Геоконт. Суть в том, что В. Воскобович придумал сказку, приложением к которой является конструктор. Дети, своими иллюстрациями из резинок к сказке, совершают путешествие и помогают героям выбраться из различных сложных и опасных ситуаций. Все схемы, которые должны получиться у ребенка, в пособии к конструктору предоставлены.
Также можно придумать свои сказочные сюжеты и схемы для конструирования из резинок. Можно изобразить с помощью резиночек сказочного героя, а потом описать его.
Очень эффективен приём групповой работы, когда каждый ребёнок, из разноцветных резинок выкладывает свой рисунок, потом они соединяются, и придумывается совместная сказка.
С помощью геоконта мы решаем следующие задачи:
расширение словарного запаса, совершенствование связной речи, формирование грамматического строя речи;
развитие мыслительных процессов, памяти, мышления, воображения;
тренировка мелкой моторики рук.
В заключение хочу сказать, что эффективных технологий и систем работы для всестороннего речевого развития детей очень много, и технология «Сказочные лабиринты игры» одна из них. Потому что любое пособие данной технологии можно использовать для решения речевых задач. Рекомендуем её испробовать на своих группах, т. к. возрастной диапазон игр и пособий не ограничен. Одна и та же игра интересна и трехлетнему, и семилетнему, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей. Одну и ту же игру можно использовать и с детьми 3 лет, и с детьми 6 лет, соответственно усложнив игровые задачи.
Воспитатель высшей квалификационной категории В. В. Калашникова