Светлана негляд
Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Сказка»
Проект
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Разработала и подготовила
Воспитатель: Негляд С. В
г. Приморско-Ахтарск
2018г
Содержание проекта.
Публикация «Проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
1. Паспорт проекта.
1.1 Вид проекта.
1.2 Продолжительность проекта.
1.3 Участники проекта.
2. Пояснительная записка.
3. Актуальность.
4. Этапы работы над проектом.
5. Вывод.
6. Список литературы.
7. Приложения.
7.1 Конспекты образовательной деятельности.
7.2 Картотека игр для речевого развития детей старшего возраста.
7.3 Работа с родителями.
7.4 Фотоматериалы.
Паспорт проекта.
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора»
Вид проекта : Творческо-поисковый.
Продолжительность: Краткосрочный (2.09.2017-19.10.2017)
Участники проекта : дети старшей группы «Семицветик», воспитатель, родители.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель проекта : Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора;
Задачи:
Образовательная
- Познакомить детей с разнообразными жанрами народного фольклора.
- Формировать устную речь и навыки речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Развивающая
-Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами народного фольклора
Воспитывающая
-Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
- Воспитывать доброе отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.
Актуальность проекта :
Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный период становления личности ребенка.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на равных этапах играет роль семья, детский сад и средство массовой информации.
Родители - первые главные учителя. Но, к сожалению, им сейчас порой не до сказок: у них серьезные дела и совсем нет времени на небылицы.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.
Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.
Так почему же дети старшего дошкольного возраста стали плохо говорить? Может потому что мы, взрослые разучились разговаривать с ними. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта. Ведь родители являются первыми учителями для своих детей,начиная с самого раннего возраста. Но, к сожалению, им сейчас порой не до сказок: у них серьезные дела и совсем нет времени на небылицы.
Таким образом, чтобы решить эту проблему, мы решили объединить усилия ДОУ и семьи, и начали знакомство детей на только с русскими народными сказками, но и с русским народным фольклором. Родители стали нашими помощниками и единомышленниками
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
1Этап - подготовительный.
- Постановка целей и задач, подбор литературы для детей старшего дошкольного возраста по устному народному творчеству;
2 Этап – основной.
- Выполнение основных мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями и педагогами. Разработка организации образовательной деятельности по развитию речи.
1. Создание предметно- пространственной среды для развития речи детей в группе
- Оформление книжного уголка, приобретение нового наглядного материала по данной теме.
2. Работа с детьми.
-Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшей группы
«Посиделки»
-Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Хозяюшки»
- Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшей группы
«Русская матрешка» с использованием инновационных технологий
-Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе «Пословица недаром молвится» (Приложение №1)
Для речевого развития детей подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
-Картотека русских народных игр.
-Картотека детского фольклора (прибаутки, потешки, пестушки, заклички, колыбельные, считалочки) Приложение №2)
3. Работа с родителями.
- Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
-Беседа с родителями по теме.
При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей
- Консультации на тему «Малые фольклорные формы в воспитании детей»;
«Детский фольклор»
Консультация для родителей «Красота русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках»
(Приложение№3)
- Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.
4. Работа с педагогами.
-Анкетирование воспитателей
-Консультация для воспитателей «Роль народного фольклора в жизни детей дошкольного возраста»
3 Этап – заключительный.
- Обобщение результатов работы, их анализ, формулирование выводов.
Результаты проведения проекта :
У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок.
У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.
Исходя из анализа проведённой работы можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза в начале работы о том, что развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора будет осуществляться успешно при определённых, правильно созданных педагогических условиях, подтвердилась.
Список литературы.
1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. - С. -Пб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М. : Изд-воЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
3. Живая вода. / Сборник русских народных песен, сказок,пословиц, загадок /Сост., вступит, ст. и прим. Аникина В. П. - М. : Дет. лит., 200
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч. - метод, пособие / СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.
5. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба/Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/-СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,200 1.
6. Федорова Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошк. возраста. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.
7. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2007.
8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : Карапуз-Дидактика, 2007.
9. Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.