Виктория Ермолаева
Оценка успешности познавательного развития дошкольников 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Оценка успешности познавательного развития дошкольников 3 – 4 лет
2015/2016 учебный год
МБДОУ «Береговской детский сад»
Воспитатель ___
Бланк обследования
Дата___
№Фамилия, имя ребенка Месяц, год рождения Номер задания Всего баллов Примечания
1
2
Выполнение заданий (ответы на вопросы воспитателя) оцениваются следующим образом:
3 балла – задание выполнено правильно, с первого предъявления;
2 балла – задание выполнено с частичной помощью педагога (использовались наводящие вопросы);
Публикация «Оценка успешности познавательного развития дошкольников 3–4 лет» размещена в разделах
1 балл – задание полностью выполнялось с помощью взрослого;
0 баллов – отказ от задания, ребенок не понимает суть задания, выполняет другую деятельность.
Задание 1
Цель: выявить способность ребенка к классификации предметов, ориентируясь на их размер (В. В. Зайцев)
Материал: Два обруча, 6 кубиков (3 больших, 3 маленьких)
Инструкция к проведению: Перед ребенком кладут обручи и кубики в произвольном порядке: «Вот в этом домике (воспитатель показывает левый обруч) живут большие кубики (кладет большой кубик в домик). А в этом домике (показывает на правое кольцо) – маленькие (кладет маленький кубик во второй «домик»). Разложи все остальные кубики в свои домики».
Примечание: при выполнении детьми этого и последующего заданий, где не дана подробная инструкция по интепретации результатов, оценка производится по общепринятому образцу.
Задание 2
Цель: выявить способность ребенка к сравнению в наглядно-действенном плане.
Материал: Две пары кубиков. Одна пара состоит из одинаковых по размеру кубиков, а другая – из разных.
Инструкция по проведению:
Задания детям:
Покажи одинаковые кубики.
Покажи разные кубики.
Если это задание вызывает затруднение, то можно использовать следующий прием: кладем свою ладонь горизонтально на кубики. Если ладонь одновременно касается обоих кубиков, то кубики одинаковые, если же касается только одного кубика, то кубики разные.
Задание 3
Цель: выявить способность ребенка к обобщению предметов по признаку величины.
Материал: 4 колечка от пирамидки. Все колечки одинакового цвета, 3 из них одинакового размера, а 1 (лучше второе или третье с краю) – немного меньше по размеру.
Инструкция к проведению: Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть колечки: «Как ты считаешь, какое из них лишнее, немного не похожее на остальные?»
Чтобы исключить элемент случайного выбора, после того, как ребенок покажет на одно из колечек, следует поинтересоваться, почему он так считает.
Задание 4
Цель: выявить способность ребенка к сравнению совокупности объектов.
Материал: Из кубиков одинакового размера построены две башни равной высоты.
Инструкция к проведению: Воспитатель предлагает рассмотреть башни: «Одинаковые это башни или разные»
Если ребенок достаточно хорошо справляется с заданием, задать дополнительные вопросы: «Как можно сделать, чтобы одна башня была выше, а другая ниже?», «А как сделать, чтобы башни опять были одинаковыми?»
Задание 5
Цель: выявить способность ребенка к сравнению и обобщению предметов по признаку формы в наглядно – действенном плане.
Материал: 5 квадратов и один круг.
Инструкция к проведению: Воспитатель располагает геометрические фигуры в ряд (круг кладет на третье или четвертое место, предлагает найти лишнюю фигуру и обосновать свой выбор.
Задание 6
Цель: выявить овладение способом соотнесения по величине, соотнесения двух – трех величин между собой.
Материал: Картинка с изображением 10 медведей, стоящих по росту (разница по убывающей величине в росте – 2см, 10 мисочек – вкладышей, в соответствии с величиной мисок 10 ложек, вырезанных из картона. Материал рассчитан на одного ребенка.
Инструкция к проведению: Воспитатель рассказывает сказку о дружной семье медведей, которые всегда ходили вместе: впереди самый большой, потом поменьше, потом еще меньше. Рассказ сопровождается показом картинки с изображением медведей, расположенных по убывающей величине.
«Когда медведи приходили домой, каждый брал свою миску и свою ложку, - продолжает воспитатель: - У самого большого медведя была самая большая миска и самая большая ложка, у медведя поменьше миска и ложка были чуть меньше, у мишки, который еще меньше, миска и ложка тоже поменьше и т. д. но вот однажды, когда медведи пришли с пришли с прогулки, то увидели, что все миски и ложки перепутаны (видно, кто-то заходил в дом). Чтобы медведи не расстроились, давайте поможем им! Накормим мишек: найдем и дадим каждому его миску и его ложку».
Воспитатель, при необходимости, оказывает помощь, задавая вопросы: «Сравни, какая из мисочек больше?» или «Посмотри, какая ложка больше? Значит к какой миске ее надо положить?»
Воспитатель фиксирует, как раскладывают дети ложки и миски: наугад, как попало, на глаз или используют способ соизмерения (наложение, приложение)
Оценка
1 –й показатель – овладение способом соизмерения (наложения, приложения) при сравнении предметов по величине
Низкий уровень (0баллов) – ребенок раскладывает миски и ложки как попало, играет с ними, наводящие вопросы воспитателя не приводят к успеху.
Средний уровень (2 балла) – ребенок не всегда пользуется способом соизмерения, делает 2 – 3 ошибки при раскладывании предметов, но после вопросов воспитателя способен самостоятельно их исправить.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок безошибочно выполняет задания, при необходимости проверки использует способ соизмерения предметов.
2 – й показатель – соотнесение трех рядов величин между собой.
Низкий уровень (0 баллов) – ребенок раскладывает миски и ложки, не соотнося их величину, с величиной медведей, а также величину мисок и ложек между собой.
Средний уровень (2 балла) – ребенок соотносит три ряда величин между собой, однако, делает 2 – 3 ошибки, которые исправляет с небольшой помощью воспитателя.
Высокий уровень (3 балла) – ребенок хорошо соотносит три ряда величин между собой, безошибочно выполняя задание.