Приложение МААМ

Мнемотехника как средство познавательного развития детей.

олеся шпанова
Мнемотехника как средство познавательного развития детей.
▼ Скачать + Заказать документы

Мнемотехника как средство познавательного развития детей.

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Но как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, привлечь их внимание к какой либо теме, заинтересовать детей и главное - запомнить материал.

Публикация «Мнемотехника как средство познавательного развития детей,» размещена в разделах

В последнее время родители все чаще жалуются на плохую память детей. Причина этого чаще всего заключается в том, что у детей не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении.

Актуальность использования мнемотехники :

Дидактический материал излагаемый с помощью мнемотехники позволяет детям усвоить информацию, расширить мировоззрение через игровые, наглядные приёмы, что не противоречит психологии дошкольника.

Работая с детьми, приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у детей осмысленного высказывания, одним из таких средств является мнемотехника.

Мнемотехника (от греч mneme память и techne искусство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мы их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, заучивании стихов, в опытно-экспериментальной деятельности, при работе с геометрическими фигурами, при формировании экологических представлений у детей.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной теме или подготовить нужный материал в электронной форме.

Цель: создать условие для познавательного развития детей посредством

мнемотехники.

Мнемотехника способствует развитию :

• Словарного запаса

• Связной речи

• Воображению

• Слуховой и зрительной памяти

• Ассоциативному мышлению

• Слуховому и зрительному вниманию

Мнемотехника может использоваться в виде

мнемокартинка

мнемодорожка

мнемотаблица

Правила при работе с мнемотехникой

Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам.

Мнемосхемы могут быть цветными, так ребенку будет веселее и легче (младший и средний дошкольный возраст, постепенно переходить к черно-белым (старший дошкольный возраст).

На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка

Этапы использования мнемотаблиц :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ информации с опорой на символы (образы, т. е происходит отработка метода запоминания.

4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Воспроизведение ребёнком информации с опорой на мнемотаблицу, выполненную им самостоятельно.

Наглядность, образность модели, возможность практичес­ких действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, ис­следовать предметы и модель.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

«Мнемотехника как средство быстрого запоминания информации» Мастер-класс для родителей. Текст к презентации собрания на тему: «Мнемотехника, как средство быстрого запоминания информации»[/b] 1 слайд. Приветствие. 2. слайд. Повестка.

Цветотерапия — как средство познавательного развития дошкольников С каждым годом общество предъявляет всё более высокие требования к воспитанию и обучению детей. В сложившихся условиях одной из основных.

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения. Познакомить дошкольников с историческим,.

Исследовательская деятельность детей 4–5 лет как средство познавательного развития Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Возможно.

Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольниковМнемотехника как средство развития связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Настольные игры с правилами как средство коммуникативного взаимодействия и познавательного развития детей Сегодняшнее методическое объединение посвящено определению условий для развития коммуникативных взаимодействий и познавательной активности.

Опыт работы «ИКТ как интерактивное средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Слайд 1 (фото) Слайд 2 (грамоты) Воспитатель - это человек, который каждый день помогает маленькому человеку с большими возможностями окрашивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство познавательного развития детей.
Опубликовано: 9 апреля 2016 в 20:50
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство познавательного развития детей.» (включая файлы) размещена пользователем олеся шпанова (УИ 450554) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД