олеся шпанова
Мнемотехника как средство познавательного развития детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника как средство познавательного развития детей.
В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Но как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, привлечь их внимание к какой либо теме, заинтересовать детей и главное - запомнить материал.
Публикация «Мнемотехника как средство познавательного развития детей,» размещена в разделах
В последнее время родители все чаще жалуются на плохую память детей. Причина этого чаще всего заключается в том, что у детей не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет. Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении.
Актуальность использования мнемотехники :
Дидактический материал излагаемый с помощью мнемотехники позволяет детям усвоить информацию, расширить мировоззрение через игровые, наглядные приёмы, что не противоречит психологии дошкольника.
Работая с детьми, приходилось искать вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у детей осмысленного высказывания, одним из таких средств является мнемотехника.
Мнемотехника (от греч mneme память и techne искусство) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Мы их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, заучивании стихов, в опытно-экспериментальной деятельности, при работе с геометрическими фигурами, при формировании экологических представлений у детей.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранной теме или подготовить нужный материал в электронной форме.
Цель: создать условие для познавательного развития детей посредством
мнемотехники.
Мнемотехника способствует развитию :
• Словарного запаса
• Связной речи
• Воображению
• Слуховой и зрительной памяти
• Ассоциативному мышлению
• Слуховому и зрительному вниманию
Мнемотехника может использоваться в виде
• мнемокартинка
• мнемодорожка
• мнемотаблица
Правила при работе с мнемотехникой
Занятия проводить по принципу — от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемодорожкам, а затем к мнемотаблицам.
Мнемосхемы могут быть цветными, так ребенку будет веселее и легче (младший и средний дошкольный возраст, постепенно переходить к черно-белым (старший дошкольный возраст).
На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.
Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение, должно быть, только по желанию ребенка
Этапы использования мнемотаблиц :
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3. Пересказ информации с опорой на символы (образы, т. е происходит отработка метода запоминания.
4. Графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Воспроизведение ребёнком информации с опорой на мнемотаблицу, выполненную им самостоятельно.
Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ее элементами повышают интерес детей к заданиям, вызывают желание экспериментировать, исследовать предметы и модель.