Кристина Горковенко
Исследовательская деятельность детей 4–5 лет как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?
Публикация «Исследовательская деятельность детей 4–5 лет как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Да конечно! Так как для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
Развитие познавательных интересов дошкольника является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Дети – это маленькие исследователи, поэтому мы решили заняться с ними исследовательской деятельностью. Одно из направлений данной деятельности – это опыты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности воспитателя и детей. Так как моя группа состоит из только прибывших в детский сад детей, то начать нашу исследовательскую деятельность мы решили с самого элементарного, простого – с воды.
Первым делом мы решили выяснить, имеет ли вода цвет. Для этого взяли несколько стаканчиков с водой и краски. Попросила детей рассмотреть воду, какая она (вода прозрачная, затем попросила изменить цвет воды при помощи краски разных цветов, и задала тот же вопрос (вода приняла цвет той краски, которая в нее добавлена).
Затем мы решили проверить, какие предметы тонут в воде. В тазик с водой опускали разные по весу предметы (яйцо от киндер сюрприза, резиновые игрушки, деревянные палочки, и маленькие камешки). Сделали вывод, что вода выталкивает более легкие предметы.
Мы не только экспериментировали, но и наблюдали. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи после дождя на дорогах. Ловили капельки ладошками. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, крупный, мелкий).
Понаблюдав за дождиком, мы решили выяснить, откуда он берется. Для этого нам понадобились обыкновенные губки и вода. Для начала попросила детей рассмотреть губку, на что она похожа (губка мягкая, похожа на облачко). Предложила детям сжать губку так, чтобы пошел «дождик». Обратила внимание детей на то, почему из такого «облака» не идёт «дождик» (в облаке нет капелек воды). Затем предложила детям опустить губку в воду и поднять её. Спросила, что сейчас происходит? (капают капли). Дети на опыте убеждаются, что из такого «облака» идет «дождик», но не сильный. Предложила посмотреть, что произойдет, если мы ее сожмем? (пошел сильный дождь). Обращаю внимание детей на то, что в нашем «облаке» собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжёлыми для «облака» и выпали «дождём».
От дождика мы перешли к снегу. «Определение цвета снега, льда». Ля начала поинтересовалась у детей, какого цвета снег и лед?
(снег белый, лед бесцветный)
Мы решили набрать немого снега с собой в группу и посмотреть, что с ним случится. Набрали снег в тарелку, принесли в группу и поставили в теплое место, на стол. От комнатной температуры снег таял, образовалась вода. Обратила внимание детей на то, что вода грязная, что ни в коем случае нельзя есть снег.
Затем мы стали привлекать к знакомству детей с водой и их родителей. Дали задание домой провести любые опыты с водой. И у нас получились следующие результаты. Первый – свойства и состояния воды. Дети узнали, что воду можно заморозить, и она становится льдом. А лед тает, и снова становится водой.
Также дети узнали, что в тепле вода испаряется. Если налить воду в два блюдца, одно убрать в холодильник, а второе оставить на столе, то через некоторое время вода в блюдце на столе испариться испарится, она перешла в газообразное состояние.
Еще одно открытие состояло в том, что лед плавает в воде. Ребенок опускал кусочки льда в воду и наблюдал. Что происходит со льдом в воде? Тонет ли лёд? Почему кусочек льда становится меньше? Вывод: лёд плавает, потому что легче воды, вода теплее льда – лёд в воде тает.
Итогом нашей совместной с детьми исследовательской деятельности стало оформление плаката «МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) дети исследуют окружающую среду. Важный результат данной деятельности – знания, добытые самими детьми.
А если добыть эти знания помогают родители, то это вдвойне усиливает образовательный эффект.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.