Евгения Борщ
Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка. Продолжение.
Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки».
1. Название проекта –
«Мини-музей «Воинская доблесть и слава»
2. Продолжительность проекта – краткосрочный.
3. Тип проекта – познавательно-исследовательский.
4. Участники проекта – дети средней группы, воспитатели, родители.
5. Структура управления мини музеем: руководитель мини-музея планирует, координируют, контролирует работу в мини - музее.
Формы деятельности:
Публикация «Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
•поисковая;
•экспозиционная;
•познавательная.
Оформление мини - музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей, располагаются на столике, стенде.
Актуальность:
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея «Воинская доблесть и слава» – патриотическое воспитание дошкольников. Состоит в том, чтобы дети полюбили родную природу, родной дом и семью, историю и культуру своей страны, все, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять музей своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Цель: обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Задачи:
•расширить кругозор дошкольников: дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину;
•пополнять и активизировать словарный запас;
•уточнять понятие «защитники Отечества», «Российская Армия»;
•дать доступные их пониманию представления о государственных праздниках;
•познакомить с некоторыми военными профессиями (пограничники, моряки, летчики);
•воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за ее достижения;
•привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями-педагогами.
Принципы работы в музее:
•учет возрастных особенностей дошкольников;
•опора на интерес детей;
•наглядность;
•сотрудничество и взаимоуважение.
Активизация работы с родителями.
Подбор экспонатов и литературы в мини-музей.
Художественно-литературное задание по теме «Краткая информация о службе в Армии членов семьи: папы, дедушки, дяди».
Этапы организации работы.
1. Подготовительный - «Планирование мини-музея»
1. Предметность и наглядность, обеспечивающие развитие познавательного интереса, эмоционального восприятия.
2. Интерактивность музейного пространства дает возможность использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности детей, решения различных воспитательно-образовательных задач.
3. Психологическая комфортность и безопасность деятельности.
4. Определение перспективы создания мини-музея и разработка алгоритма по созданию мини-музея:
•выбор темы мини-музея,
•определение места размещения мини-музея,
•планирование экспозиций,
•выбор дизайна оформления мини-музея,
•подбор экспонатов.
2. Практический - «Создание мини-музея».
1. Выбор темы мини-музея: «Воинская доблесть и слава».
Экспозиции в течение года могут изменяться.
2. Определение места размещения мини-музея: месторасположение мини-музея определяли с учетом принципов интерактивности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности.
3. Планирование экспозиций: мини-музей в группе может располагать постоянными и сменными экспозициями.
4. Выбор дизайна оформления мини-музея.
5. Подбор экспонатов: в процессе работы родители постепенно становятся активными участниками создания мини-музея.
6. Оформление буклета мини-музея.
7. Разработка форм работы с экспозициями мини-музея.
В процессе организации мини-музея предполагаются следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, экскурсии для родителей, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций.
3. Презентационный - «Представление мини-музея».
На этом этапе проходит презентации мини-музея. (Для родителей, воспитателей и детей)
4. Деятельностный - «Функционирование мини-музея».
Сначала организовано посещение мини-музея родителями, далее дети, принимая роль «экскурсовода», рассказывают об экспонатах музея ребятам из других групп; также родителям можно порекомендовать посетить с детьми действующие музеи и выставки.
Предполагаемый результат. Создание мини-музея позволит:
•расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
•сделать слова «музей», «экскурсовод» привычными и привлекательными для детей;
•позволит пополнять мини-музей новыми экспозициями;
•приобщить детей к миру общечеловеческих ценностей;
•усвоить элементы культуры;
•расширить словарный запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок,, пословиц, поговорок, интересных материалов.
•обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
Результативность реализации технологии мини-музея в условиях ДОУ заключается в следующем: у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею. Мини-музеи становятся неотъемлемой частью развивающей среды.
Список литературы:
1. В. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова «Мини-музей в детском саду», Линка Пресс, Москва, 2008г.
2. Н. Р. Васильченко. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика. - 2009, №5
3. О. Тихонова «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.
4.«Приобщение детей к истокам семьи посредством семейного музея», научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.
5. Шаламова Е. И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. //Ребенок в детском саду- 2009, №5