Наталия Стрельцова
Игра как форма познавательного развития дошкольников. Подготовка к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это время отведенное природой, на развитие ребенка, когда происходит становление всех качеств личности, необходимых для успешности обучения в школе.
Его можно потратить на изучение таблицы Менделеева, китайского языка и пр., а будет ли это полезно нашим детям?
Публикация «Игра как форма познавательного развития дошкольников, Подготовка к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
С введением новых ФГОС ДО еще наиболее актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования, где одним из условий реализации его непрерывности, является создание развивающей образовательной среды, способствующей социально личностному, эмоционально ценностному, познавательному развитию ребенка, сохранению его индивидуальности
«Можно учить, а можно учить учиться»- это требование выступает в качестве главного в обеспечении преемственности различных звеньев образовательной системы (дошкольного учреждения и начальной школы)
Новые требования к структуре образовательной программы ориентируют на построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Именно игра, представляет исключительную возможность, по сравнению с другими видами деятельности, в плане формирования личности ребенка, которая имеет ряд ведущих базисных характеристик. Их становление является главной целью организуемого программой воспитательного процесса.
Компетентнось (интеллектуальная, языковая, социальная)- является важнейшей комплексной характеристикой личности, включающая в себя целый ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и др., которые отражают достижения личностного развития ребенка.
Интеллектуальная компетенность означает сформированность интеллектуальных операций - это умение выбирать соответствующую информацию, которая помогает строить новое действие; выполнять действие, чтобы достичь цели; пользоваться знаниями, извлеченными из успехов и неудач. У компетентного ребенка в каждом из возрастов формируются соответствующие виды деятельности; их опыт обобщается в форме психических образований, которые во внешнем плане представлены соответствующими обобщенными, а затем и универсальными, способами действия. Ребенок приобретает способность видеть общее в единичном явлении и находить, соответственно, необходимый способ решения новых задач своей деятельности.
Под языковой компетентностью подразумевается свободное выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.
Социально- компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.
К показателям креативности относятся: способность ребенка к творческому решению различных проблем, возникающих в той или иной ситуации осуществления деятельности, способность к созданию нового продукта (рисунка, конструкции, образа фантазии, движения и т. п., который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью
Инициативность — является важнейшим показателем творческого интеллекта. Её развитие в дошкольном возрасте является непременным условием совершенствования детской креативности и компетентности.
Самостоятельность — обеспечивает самостоятельные, без помощи взрослого, постановку и решение разного рода задач, которые возникают в повседневной жизни и деятельности.
Произвольность —проявляется в умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами;
Самосознание и самооценка - характеризуется возникновением у ребенка, на основе оценок окружающих, образа самого себя, своего «Я». Этот процесс сопровождается отделением самого себя и своей деятельности от взрослого, появлением собственных желаний, стремлением к самопознанию.
При организации образовательного процесса, игра - как основной вид деятельности, в соответствии с принципом интеграции, используется не только для организации непосредственно игровой деятельности. В форме игры частично осуществляется и организация двигательной, познавательно - исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, продуктивной и др.
Каждый вид игры выполняет особую роль в развитии и становлении личности ребенка
Выделяют три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе ребенка
- Игры, возникающие по инициативе взрослого
- Игры, идущие от исторически, сложившихся традиций этноса - народные игры.
Дидактическая игра - одновременно является формой обучения, ее целью является умственное воспитание. Посредством различных дидактических игр, мы развиваем познавательные интересы детей, мотивы, потребности, умения самостоятельно мыслить, использовать полученные знания
Игры с правилами – прекрасный способ развития произвольности поведения ребенка.
«Дети-непоседы», не желающие выполнять требования педагога, играют в любую игру. Эти игры, регулируют организовывают действия ребенка. Игра с правилами, так же как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самоконтроль, и самооценку. В процессе этих игр, ребенок усваивает и систему эталонов: сенсорных, практических, этических.
Ведущее место в классификации игр принадлежит самостоятельным сюжетно-ролевым играм. В них дети договариваются об общей теме игры,
строят сюжет, распределят роли, которые потом обрастают действиями.
В этих играх активно формируются воображение, социальные, коммуника-тивные умения, творческие возможности.
Именно в процессе, значимой для ребенка, самодеятельной игры,
формируются познавательные мотивы и мотивы созидательной деятельности, психологические новообразования, значимые для дальнейшего успешного школьного обучения.
Поэтому, в детском саду должен четко соблюдаться режим игровой деятельности - временные отрезки, отведенные на коллективную и индивидуальную игровую деятельность.
Если в практике наблюдается сокращение времени, отводимого на игру и стирании грани между обучающими и самодеятельными играми, происходит снижение познавательной мотивации у детей и возможность исчезновения самодеятельно игры, что ведет к искажениям формирования учебной деятельности в старшем возрасте.
В совей работе, мы пытаемся изменить традиционные подходы к воспитанию и образованию детей, создать условия для свободного экспериментирование детей в игровых и продуктивных видах деятельности, в т. ч. со взрослыми, с целью большей подготовленности воспитанников к школе и социальной адаптации.
Метод проектов - это технология, которая обеспечивает личностный рост ребенка, способствует повышению знаний, их применению на практике во взаимодействии с окружающим, стимулирует возможности самовыражения, позволяет органично сочетать коллективные и индивидуальные формы организации педагогического процесса, действительно осуществлять на практике принцип сотрудничества детей и взрослых.
Родители активно сотрудничают с детским садом в осуществлении различных игровых проектов - таких как: «Игра-дело серьезное»,
«Малыши-крепыши», создают книжки- малышки на разные темы, где дети отражают свои впечатления,
рисуют портреты, выполняют планы группы, детского сада, выпускают семейные газеты к праздничным датам и тематическим дням
У детей, принимающих участие в коллективной игровой деятельности, в работе по инновационным технологиям развивается образное воображение, связная речь, моторика, творческое мышление и эмоциональная сфера.
Усилиями педагогов продолжается работа по созданию образовательной среды, которая в сочетании с обновленным содержанием образования, технологиями обучения способствует дальнейшему развитию учреждения, успешному решению развивающих и воспитательных задач и повышению эффективности образовательного процесса в целом.
Итак, через игру в детском саду, к благополучной адаптации детей к школе.