Галина Юрьева
Пути и методы организации познавательного развития с детьми 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя обучение детей на занятиях в нашем дошкольном учреждении, мы пришли к выводу, что не всегда воспитатели поддерживали необходимую познавательную активность детей. Вопросы, с которыми педагоги обращались к детям, требовали от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводились при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по од-ной и той же схеме. Активность детей носила репродуктивный характер: воспитатель показал, объяснил – ребёнок добросовестно повторил. В результате такого подхода не наблюдалось активности детей, их познавательные интересы от занятия к занятию снижались.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Перед нами встала проблема: как сделать, чтобы детская деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной? Педагогический коллектив понял, что главная наша задача состоит в создании условий для наиболее полного общего развития ребёнка с учётом его возрастных особенностей и потребностей. Надо было создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества ребёнка, так как только в самостоятельной деятельности с элементами творчества, разумно направляемой взрослым, приобретают дошкольники ценный опыт решения умственных и практических задач, умение учитывать позицию другого человека, вступать в сотрудничество, проявлять настойчивость в достижении цели.
Педагоги нашего учреждения постепенно убедились в эффективности развивающего обучения. В основе развивающих игр для самых маленьких дошкольников лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребёнка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребёнка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребёнка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей, и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Для старших дошкольников нами определены следующие показатели актив-ной мыслительной деятельности:
- наличие интереса к учебной задаче и процессу её решения;
- умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать, обобщать, выстраивать сериационные ряды и т. д;
- умение выдвигать новую познавательную задачу;
- умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
- умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их;
- способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы её решения в практической деятельности.
Активизация мышления детей на занятиях достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задачи педагогов – вызвать у детей интерес к занятию, создать у них со-стояние увлечённости, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.
Пока ещё небольшой опыт работы показывает, что интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача воспитателей со-стоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью.
Разрабатывая содержание и методику занятий, воспитатели учитывают следующие условия:
-развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, в процесс экспериментирования с различными объектами, решает задачи проблемного характера;
-интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность;
-следует постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавать атмосферу напряжённой коллективной работы;
-содержание занятия должно быть трудным, но посильным.
Слишком простой или сложный материал не вызовет интереса, не создаст радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность.
-связь нового материала с личным опытом ребёнка;
-эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к со-держанию занятия.