Марина Целикова
Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных направлений работы ДОУ является познавательное развитие детей. Современные исследователи все чаще отмечают односторонность этого процесса - стремление педагогов дать детям знания посредством слова. Но уже давно известно, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Познание должно начинаться с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Чем более развиты органы чувств, тем больше информации получает ребенок, тем успешнее его развитие. Проблема развития сенсорных способностей у детей, как и много лет назад остается одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. В основе большинства способностей человека лежит именно его сенсорный опыт. Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа и для познавательно-речевого развития, и для художественно-эстетического, и для физического, и для социально-личностного.
Публикация «Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Данная потребность обусловила выбор темы нашего исследования.
В начале учебного года для изучения уровня развития сенсорных навыков и умений посредством педагогических наблюдений и диагностических методик Л. А. Венгера («Эталоны», «Самое непохожее» и др.) проводилось обследование дошкольников.
По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития исследуемых показателей исходя из требований основной общеобразовательной программы МБДОУ по данному разделу. Сенсорные показатели развития детей характеризуются неравномерностью, а также наблюдается формальное овладение детьми названиями цвета и формы.
Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей развивающей работы с дошкольниками
Необходимым условием стало обогащение среды группы материалами для сенсорного развития детей.
В познавательном центре разместили :
• материалы Монтессори (блоки с цилиндрами-вкладышами, дощечки для ощупывания, ящик с кусочками тканей, шумящие коробочки и т. д.)
• игры для развития сенсорных способностей :
• «Геометрическая мозаика»
• «Сравни и подбери»
• «Занимательный куб»
• «Сложи квадрат»
• Разрезные картинки «Мои любимые сказки»
• «Занимательная веревочка»
• «Лабиринты» и др.
В сенсомоторный центр были приобретены детские игровые столы: песочный и сенсорный.
Для обучения сенсорным навыкам в процессе художественно-продуктивной деятельности в центре художественного творчества разместили мольберт, бумагу различного формата и разной формы, мелки, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, материал для использования нетрадиционных способов рисования. Также книжки раскраски, трафареты, силуэты предметов. Вносили картины художников и иллюстрации к сказкам.
Для развития сенсомоторных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей оборудовали центр экспериментирования.
Для развития сенсомоторных навыков через конструктивную деятельность в группе обогатили фонд строительных наборов и конструкторов.
В физкультурном уголке разместили инвентарь с яркими сенсорными свойствами
Для решения поставленных задач была разработана методика формирующего этапа, опирающая на подходы Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамоновой и состоящая из двух основных этапов :
Указанные этапы были отражены в перспективном плане по сенсорному воспитанию через разные виды деятельности.
Основным методом накопления сенсорных ощущений был выбран метод обследования предметов, в первую очередь, в процессе различных наблюдений как на прогулке, так и в повседневной деятельности, соблюдая основной принцип обследования - анализа крупных, основных частей и их взаимоотношений - анализ более мелких частей- целостное восприятие. Важным методом стало сравнение предметов друг с другом как однородных, так и разнородных предметов,
Для накопления чувственных представлений часто проводилась опытническая деятельность с водой, снегом, льдом, песком, глиной в уголке экспериментирования.
Очень интересны и привлекательны для детей были игры и упражнения с сенсорным содержанием («Игры в слепого», «Узнай на ощупь», «Тактильное домино», «Найди такую же ткань, дощечку», «Узнай по запаху»). Интересным стал метод преднамеренной ошибки, когда детям предлагались различные путаницы.
Самыми востребованными у детей пособиями были материалы Монтессори: блоки с цилиндрами-вкладышами, геометрические тела, дощечки для ощупывания, ящик с кусочками тканей, шумящие коробочки, розовая башня, цифры и буквы из шершавой бумаги.
Также увлекательны игры: «Геометрическая мозаика», «Занимательный куб», «Тактильное лото», «Занимательная веревочка», «Лабиринты».
Большой отклик у детей нашли игры на развитие мелкой моторики руки
( игры с пинцетом: раскладывание бусинок по ячейкам, игры с пипеткой: «Собери капельки», «Разложи капельки», «Смешивание красок», игры с водой: «Взбивание пены», «Выжимание губки»).
Дети стремились применять сенсорный материал и в сюжетно-ролевых играх. Так, освоив упражнения с пинцетом и пипеткой, дети применили умения в игре «Больница», «Аптека». Эксперименты с цветом, окрашивание воды в разные цвета по инициативе детей переросло в игру «Магазин «Соки-воды».
Режимные моменты давали уникальную возможность в свободной непринужденной обстановке развивать сенсорные навыки и умения. Так, собираясь на прогулку дети сравнивали свои шарфики по длине, сапожки по высоте и длине, ощупывали у кого из какой ткани курточка, шапочка, штанишки. Придя с прогулки, дети с удовольствием отгадывали, что сегодня приготовили на обед (по запаху). Заснуть, успокоиться помогала специальная, расслабляющая музыка ( звуки природы: шум моря, лесные звуки и т. д.).
В уголке художественного творчества дети отображали свои ощущения и впечатления различными изобразительными средствами.
Эффективность и результативность работы в детском саду повышает работа с детьми проводимая дома.
В начале года мы провели родительское собрание на тему «Значение сенсорного воспитания для познавательно-речевого развития детей», на котором рассказали родителям о том, что такое сенсорное воспитание, как оно важно для ребенка 4-5лет, рекомендовали игры, развивающие сенсорную культуру.
В уголке родителей периодически размещали материал о разных сторонах сенсорного воспитания :
«Наблюдаем природу» (весной, летом, зимой, осенью)
«Учить не только мыслить, но и чувствовать»
«Как научить ребенка слушать и слышать»
«Умные вещи вокруг нас» и др.
На выставках семейного творчества дети вместе с родителями изготавливали: осенью - поделки из природного материала; зимой - игрушки самоделки на ёлку; весной – подарок маме; летом - собирали природные материалы для поделок.
Таким образом, поставленные задачи в начале учебного года решались в различных видах деятельности. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей :
• Внимательность и наблюдательность
• Самостоятельность и целеустремленность
• Возрастание интереса к организованной образовательной деятельности.
• Появление вопросов поискового, уточняющего характера
• Желание отразить свои ощущения и впечатления в продуктивных видах деятельности. Работы воспитанников стали ярче, интереснее, выразительнее
• Употребление в речи ярких, образных слов
• Упорядоченные и систематизированные знания об объектах окружающего мира.
Для отслеживания динамики уровня развития сенсорных умений и навыков было проведено повторное обследование детей.
Наиболее эффективной оказалась работа по цветовосприятию (85% детей, по восприятию запахов и вкусовых качеств (83% детей, по знакомству с геометрическими телами и нахождению сходства с предметами окружающей действительности (80% детей, различению геометрических фигур (82% детей, по построению сериационных рядов и выполнению заданий на классификацию (75%, по различению предметов по весовым характеристикам (78%). Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение в решение задач сенсорного развития дошкольников.
Перспективы на будущее: