Лучший педагог года

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет

Марина Целикова
Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из основных направлений работы ДОУ является познавательное развитие детей. Современные исследователи все чаще отмечают односторонность этого процесса - стремление педагогов дать детям знания посредством слова. Но уже давно известно, что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом неясны, неотчетливы и непрочны. Познание должно начинаться с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых составляет деятельность органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Чем более развиты органы чувств, тем больше информации получает ребенок, тем успешнее его развитие. Проблема развития сенсорных способностей у детей, как и много лет назад остается одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. В основе большинства способностей человека лежит именно его сенсорный опыт. Значение сенсорного воспитания трудно переоценить. Это основа и для познавательно-речевого развития, и для художественно-эстетического, и для физического, и для социально-личностного.

Публикация «Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет» размещена в разделах

Данная потребность обусловила выбор темы нашего исследования.

В начале учебного года для изучения уровня развития сенсорных навыков и умений посредством педагогических наблюдений и диагностических методик Л. А. Венгера («Эталоны», «Самое непохожее» и др.) проводилось обследование дошкольников.

По его результатам был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень развития исследуемых показателей исходя из требований основной общеобразовательной программы МБДОУ по данному разделу. Сенсорные показатели развития детей характеризуются неравномерностью, а также наблюдается формальное овладение детьми названиями цвета и формы.

Результаты обследования обусловили постановку задач дальнейшей развивающей работы с дошкольниками

Необходимым условием стало обогащение среды группы материалами для сенсорного развития детей.

В познавательном центре разместили :

• материалы Монтессори (блоки с цилиндрами-вкладышами, дощечки для ощупывания, ящик с кусочками тканей, шумящие коробочки и т. д.)

• игры для развития сенсорных способностей :

«Геометрическая мозаика»

«Сравни и подбери»

«Занимательный куб»

«Сложи квадрат»

• Разрезные картинки «Мои любимые сказки»

«Занимательная веревочка»

«Лабиринты» и др.

В сенсомоторный центр были приобретены детские игровые столы: песочный и сенсорный.

Для обучения сенсорным навыкам в процессе художественно-продуктивной деятельности в центре художественного творчества разместили мольберт, бумагу различного формата и разной формы, мелки, кисти, карандаши, фломастеры, пластилин, материал для использования нетрадиционных способов рисования. Также книжки раскраски, трафареты, силуэты предметов. Вносили картины художников и иллюстрации к сказкам.

Для развития сенсомоторных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей оборудовали центр экспериментирования.

Для развития сенсомоторных навыков через конструктивную деятельность в группе обогатили фонд строительных наборов и конструкторов.

В физкультурном уголке разместили инвентарь с яркими сенсорными свойствами

Для решения поставленных задач была разработана методика формирующего этапа, опирающая на подходы Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Л. А. Парамоновой и состоящая из двух основных этапов :

Указанные этапы были отражены в перспективном плане по сенсорному воспитанию через разные виды деятельности.

Основным методом накопления сенсорных ощущений был выбран метод обследования предметов, в первую очередь, в процессе различных наблюдений как на прогулке, так и в повседневной деятельности, соблюдая основной принцип обследования - анализа крупных, основных частей и их взаимоотношений - анализ более мелких частей- целостное восприятие. Важным методом стало сравнение предметов друг с другом как однородных, так и разнородных предметов,

Для накопления чувственных представлений часто проводилась опытническая деятельность с водой, снегом, льдом, песком, глиной в уголке экспериментирования.

Очень интересны и привлекательны для детей были игры и упражнения с сенсорным содержанием («Игры в слепого», «Узнай на ощупь», «Тактильное домино», «Найди такую же ткань, дощечку», «Узнай по запаху»). Интересным стал метод преднамеренной ошибки, когда детям предлагались различные путаницы.

Самыми востребованными у детей пособиями были материалы Монтессори: блоки с цилиндрами-вкладышами, геометрические тела, дощечки для ощупывания, ящик с кусочками тканей, шумящие коробочки, розовая башня, цифры и буквы из шершавой бумаги.

Также увлекательны игры: «Геометрическая мозаика», «Занимательный куб», «Тактильное лото», «Занимательная веревочка», «Лабиринты».

Большой отклик у детей нашли игры на развитие мелкой моторики руки

( игры с пинцетом: раскладывание бусинок по ячейкам, игры с пипеткой: «Собери капельки», «Разложи капельки», «Смешивание красок», игры с водой: «Взбивание пены», «Выжимание губки»).

Дети стремились применять сенсорный материал и в сюжетно-ролевых играх. Так, освоив упражнения с пинцетом и пипеткой, дети применили умения в игре «Больница», «Аптека». Эксперименты с цветом, окрашивание воды в разные цвета по инициативе детей переросло в игру «Магазин «Соки-воды».

Режимные моменты давали уникальную возможность в свободной непринужденной обстановке развивать сенсорные навыки и умения. Так, собираясь на прогулку дети сравнивали свои шарфики по длине, сапожки по высоте и длине, ощупывали у кого из какой ткани курточка, шапочка, штанишки. Придя с прогулки, дети с удовольствием отгадывали, что сегодня приготовили на обед (по запаху). Заснуть, успокоиться помогала специальная, расслабляющая музыка ( звуки природы: шум моря, лесные звуки и т. д.).

В уголке художественного творчества дети отображали свои ощущения и впечатления различными изобразительными средствами.

Эффективность и результативность работы в детском саду повышает работа с детьми проводимая дома.

В начале года мы провели родительское собрание на тему «Значение сенсорного воспитания для познавательно-речевого развития детей», на котором рассказали родителям о том, что такое сенсорное воспитание, как оно важно для ребенка 4-5лет, рекомендовали игры, развивающие сенсорную культуру.

В уголке родителей периодически размещали материал о разных сторонах сенсорного воспитания :

«Наблюдаем природу» (весной, летом, зимой, осенью)

«Учить не только мыслить, но и чувствовать»

«Как научить ребенка слушать и слышать»

«Умные вещи вокруг нас» и др.

На выставках семейного творчества дети вместе с родителями изготавливали: осенью - поделки из природного материала; зимой - игрушки самоделки на ёлку; весной – подарок маме; летом - собирали природные материалы для поделок.

Таким образом, поставленные задачи в начале учебного года решались в различных видах деятельности. По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей :

• Внимательность и наблюдательность

• Самостоятельность и целеустремленность

• Возрастание интереса к организованной образовательной деятельности.

• Появление вопросов поискового, уточняющего характера

• Желание отразить свои ощущения и впечатления в продуктивных видах деятельности. Работы воспитанников стали ярче, интереснее, выразительнее

• Употребление в речи ярких, образных слов

• Упорядоченные и систематизированные знания об объектах окружающего мира.

Для отслеживания динамики уровня развития сенсорных умений и навыков было проведено повторное обследование детей.

Наиболее эффективной оказалась работа по цветовосприятию (85% детей, по восприятию запахов и вкусовых качеств (83% детей, по знакомству с геометрическими телами и нахождению сходства с предметами окружающей действительности (80% детей, различению геометрических фигур (82% детей, по построению сериационных рядов и выполнению заданий на классификацию (75%, по различению предметов по весовым характеристикам (78%). Эти данные позволяют утверждать об эффективности разработанной методики и рекомендовать ее применение в решение задач сенсорного развития дошкольников.

Перспективы на будущее:

Публикации по теме:

Конструирование как основа для развития творческих способностей детей Доклад для воспитателей Конструирование из строительного материала является специфически детской деятельностью, отвечающей интересам и.

Консультация для воспитателей ДОУ «Сенсорное воспитание, как основа всестороннего развития ребёнка» Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов :их форме,цвете,величине.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей в соавторстве с Литвиненко Ириной Викторовной. Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста как основа всестороннего развития личности Актуальность сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте. Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из главных мест в.

Сенсорное воспитание детей Развитие сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Введение Сенсорное развитие – это развитие.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста Тема моей творческой работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». Я выбрала эту тему, так как считаю, что успешность умственного,.

Сенсорное воспитание детей третьего года жизни Система в организации человека, направленная на восприятие определенного окружающего мира называеться сенсорной (чувствующей).Задачей сенсорного.

Сенсорное воспитание — основа познавательного развития ребенка.Сенсорное воспитание — основа познавательного развития ребенка. Познавательное развитие – является одним из основных направлений работы с детьми в дошкольном образовании. Познание ребенка должно основываться.

Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 14:23
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сенсорное воспитание — основа познавательного развития детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Марина Целикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД