Приложение МААМ

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Й и звук [Й]» в группе старшего дошкольного возраста

Марина Курицина
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Й и звук [Й]» в группе старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с буквой И краткой и звуком[Й], развивать умение выделять его в речевом потоке, образовывать слоги и правильно обозначать его цветом, делать простой анализ слов с заданным звуком (обозначая цветами).

Программные задачи

Образовательные: 

- научить детей четко произносить звук [Й];

- научить делать звуковой анализ слов «мой», «зайка»;

- совершенствовать умение определять место звука в слове;

- расширять и активизировать словарь детей.

Развивающие: 

- развивать звуко-слоговое представление;

- развивать фонематический слух;

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Буква Й и звук [Й]“ в группе старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитательные: 

- воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности:

- познавательно-исследовательская;

- двигательная;

- изобразительная;

- коммуникативная;

- игровая.

Предполагаемый результат:

-закрепление знаний буквой И краткой и звуком [Й]

Предварительная работа:

- Знакомство с буквами и звуками алфавита, разучивание физкультурной минутки, работа с карточками.

- чтение художественной литературы (загадки, Р. Азманов «Приключения буквы», Д. Луч «Сказки про буквы», «Фея алфавита»).

- наглядность (рассматривание тематических картин, алфавит, буквы).

Методические приемы:

- проблемные вопросы;

- сопоставление;

- поиск;

- чистоговорки, загадки

- физкультминутка «Попугай».

Необходимый материал, оборудование:

- предметные картинки

- магнитная доска;

- цветовые карточки

Структура НОД:

I. Вводная часть (3 мин.)

а) чтение сказки о букве И краткой;

б) знакомство с буквой и звуком Й

в) подготовка к звуковому анализ слов «мой», «зайка»;

II. Основная часть (14 мин.)

а) проблемные вопросы;

б) ответы детей;

в) физкультминутка «Попугай»;

г) принятие совместного решения, поиск;

д) задания на закрепление;

е) звуковой анализ слов.

III. Заключительная часть (3 мин.)

а) анализ выполненной работы;

б) совместное подведение итогов НОД.

Ход НОД

1. Введение в проблемную ситуацию.

Воспитатель зовет к себе детей. Все рассаживаются на стулья.

Воспитатель и дети громко и четко говорят:

Каждый раз всегда везде

На занятиях, в игре

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно. (Приветствие)

Воспитатель: Ребята! Мне пришло письмо и я не успела его прочитать. Давайте вместе его прочитаем. В письме сказка «Странная буква»:

Заскучали буквы в алфавите.

-Споем?- сказала одна своей соседке.

-Я не умею, - грустно сказала та.

-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и.

-Й…Й…Й…

-И  правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.

-Я не гласная.

-Согласная, что ли?

-Не знаю.

-Ну, и кому ж ты такая нужна?

-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.

-Стои - жалко, что ли.

-Не «стои», а «стой». Вот я и пригодилась!

-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?

-Сама  догадайся…

2. Актуализация знаний, умений обучающихся.

Воспитатель: Догадались, о какой букве идет речь?

Ответы детей: Да (буква И краткая)

Воспитатель: Правильно. Буква – И краткая. (на доске буква)

Воспитатель: На что похожа буква И краткая?

Ответы детей: Дети высказывают варианты ответа.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква И краткая. Какие это элементы?

Дети: Буква И краткая состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.

Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе.

Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка.

Воспитатель: А вы знаете, что буквы любит ходить в гости и принимать гостей. А когда буквы встречаются, то образуются. (слоги):

Буква А пошла в гости к букве Й, получился слог (АЙ) (на доске)

Буква О пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ОЙ)

Буква У пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (УЙ)

Буква Э пошла в гости к букве Й, какой получился слог (ЭЙ)

Буква Ы пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ЫЙ)

Буква И пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ИЙ)

Воспитатель: Молодцы!

3. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель: А какой звук обозначает буква И краткое? (на доске)

Ответы детей: Да (звук[Й])

Воспитатель: Совершенно верно - звук [Й]. Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем Й, й, й.

Воспитатель: Что во рту помогает нам его произнести?

Ответы детей: Язычок

Воспитатель: Верно, язычок. Он прижимается боками  к нёбу, язычок создает преграду воздуху - значит [Й] – согласный. Прикладываем руку к горлышку, если горлышко «дрожит», при его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон - звук [Й] - звонкий и всегда мягкий -обозначаем зеленым цветом.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Угадай звук». Я произношу слова, будьте внимательны, если в слове вы слышите звук [Й] – хлопаете в ладоши, если звука [Й] в слове нет – спокойно сидите. (Логоритмика)

Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, соловей.

Воспитатель: Теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку «Попугай»:

Майя клетку не закрыла, (руки вверх)

Попугая упустила. (руки к плечам вперед)

Он над клеткой вьется,

В руки не дается      (круговые движения руками вперед, назад)

Майя ходит и вздыхает,

Попугая умоляет:      (ходьба на месте, руки опущены)

«Попугай, мой попугай,      (руками похлопывать бедра)

Далеко не улетай!     (прыжки на месте)

Попугай, вверху летая, (ноги вместе, руки на поясе)

Весело ответил Майе:

«Я немного развлекусь, (наклоны вперед)

Полетаю и вернусь.»   (руки в стороны, смотреть вперед)

Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и повторите за мной чистоговорки со звуком [Й] :

Ой - ой —мы идем домой

Ай - ай — испекли мы каравай

Ай - ай — в клетке попугай

Ой - ой — это зайка мой (Логоритмика)

Воспитатель: Какие слова со звуком [Й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой). Составьте с этими совами предложения. (картинки на доске)

4. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: Ой, ребята! У меня кто – то все карточки перепутал. Помогите мне найти слова, которые начинаются на звук [Й] в начале слова (йод, йогурт, в середине (чайка, лейка, зайка, троллейбус, в конце слова (воробей, чай, трамвай, змей, попугай, муравей).

5. Открытие нового знания или умения.

Воспитатель: А сейчас сделаем разбор слова МОЙ. В этом слове три звука. Первый звук [М]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Второй звук [О]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук [Й]- согласный и всегда мягкий, обозначим зеленым цветом.

Воспитатель: Теперь сделайте разбор слова ЗАЙКА.

В этом слове 5 звуков. Первый звук [З]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Второй звук [А]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук [Й]-мягкий согласный, обозначим зеленым цветом. Четвертый звук[К]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Пятый звук [А]- гласный, обозначим красным цветом.

Воспитатель: Молодцы, хорошо сделали разбор слова.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, там встречаются слова со звуком[Й], (к каждой загадке показывать картинку):

Цветок раскрылся. Что за чудо!

Ведь девочка глядит оттуда.

Немало бед она познала,

И королевой эльфов стала. (Дюймовочка)

Что за странная машина?

Есть салон, рога и шины.

Не автобус, не трамвай…

Эй, прохожий, не зевай,

Разгадай скорее ребус:

Это новенький. (троллейбус)

Кто работает с утра:

Строит дом, несет дрова,

Тащит целый воз еды,

Мало ест, не пьет воды,

У него полно друзей.

Тот работник… (муравей)

 Все в Цветочном городке

Знают этого мальчишку.

Коротышку и зазнайку,

Беззаботного … (Незнайку)

Это сказка, а не шутка,

Что была такая утка,

В ней яйцо,

игла в яйце,

Гибель на ее конце.

И без этаких вещей

Жить не мог старик (Кощей)

Кто на жердочке сидит,

Сам с собою говорит?

Кто же это, угадай?

Догадался? (попугай)

Рефлексия

- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [Й])

- Что вы узнали о звуке [Й]? (согласный и всегда мягкий)

- Какой буквой обозначается звук [Й] (Буквой И краткой)

- Назовите слова со звуком [Й] (лейка, зайка, йогурт, яйцо, муравей)

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква А» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук [А] и буква А» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А Задачи: 1. Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [С] и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С (СЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж»Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ж] и буква Ж» Обучение грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Ж] и буква Ж» Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж,ж. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Й и звук [Й]» в группе старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 22:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Буква Й и звук [Й]» в группе старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Курицина (УИ 1944487) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД