Юлия Кириленко
Конспект занятия по развитию речи «Моя малая Родина — город Псков» у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование патриотических и гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания детей о родном городе и его достопримечательностях.
Воспитательные: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к малой Родине, чувство гордости за свой город, любовь и бережное отношение к своей отчизне; умение работать в коллективе.
Развивающие: Развивать диалогическую речь, память, мышление и творческие способности детей, умение конструировать из различных материалов.
Словарная работа: Родина, пскович, псковичка, достопримечательность, герб, княниня Ольга, Псковский Кром, князь Довмонт, Александр Невский.
Предварительная работа: Беседы о родном городе, прогулки по Пскову, рассматривание фотографий с видами Пскова.
Средства: презентация, письмо, волшебный сундучок с картинками, лист ватмана (для создания интеллект-карты, кубики, счетные палочки, «удочки».
Способы:
Словесные: вопросы к детям.
Наглядные: картинки, презентация.
Практические: строительство Кремля из кубиков и счетных палочек.
Игровые: игровая ситуация.
I. Вступительный этап Организационный момент
«Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй!
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Здравствуйте, ребята! Помните, вчера мы с вами писали письмо Деду Морозу? Давайте проверим наш почтовый ящик! Вот и ответ! Давайте прочитаем:
«Здравствуйте, ребята!
Получил ваше письмо. Рад, что вы так любите зиму и зимние игры. Не волнуйтесь, мой снежный подарок уже в пути, и скоро будет у вас. Снега у меня много! Не жалко.
А пока хочу рассказать вам, где я живу, где моя родина.
Не в тридевятом царстве, не в тридевятом государстве, а на берегу светло струйной реки Сухоны стоит город северный, сказочный — Устюг Великий.
Рядом в бору сосновом, где на колючих ветках звезды качаются, стоит терем сказочный — со стенами бревенчатыми, с крыльцом тесовым, резным, со ступенями белыми да с кружевными наличниками по окнам. Стоит терем, красуется, огнями цветными сверкает.
Расскажите и вы о своей родине, мне очень интересно.
Ваш ДМ»
II. Основной этап
- Ребята, давайте расскажем ДМ про нашу родину. Что такое родина? Наша родина – город Псков. Значит, мы с вами … псковичи и псковички.
Давайте подумаем, чем наш город отличается от других, по каким признакам можно узнать наш Псков.
(Достопримечательность - объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.)
А поможет нам в этом наш волшебный сундучок. Посмотрите: в нем много разных картинок. Выберите только те, которые относятся к нашему родному городу. Возьмите каждый по 1 картинке. Дети сидят полукругом на стульях, отвечают на вопросы, затем выбирают по одной картинке из сундучка (картинки должны быть связаны с Псковом)
1. Герб Пскова На гербе изображен барс и над ним выходящая из облака рука. Могучий грозный барс готов встретить врагов и защищать свой город и его жителей.
Кроме официального герба, появились и милые символы города – барсики. Выходят дети, у которых картинки с изображением герба и барсиков. Приклеивает герб в центр интеллект-карты
2. Княгиня Ольга Матушка города Пскова, именно благодаря ей построен Псков. Помните историю про три луча?
Однажды княгиня Ольга с дружиной остановилась на отдых на берегу реки Великой. Оглянулась Ольга, тучи неслись над рекой, закрывая солнце. Вдруг три луча упали с небес на землю и сошлись в одной точке. Лежал перед Ольгой дивный край! Две реки стремились одна к другой. Там, где они сливались в лучах света, высился каменный утес. «Быть здесь Храму Святой Троицы и граду великому и славному!» Выходят дети, у которых на картинке изображены памятники кн. Ольге или ее портрет. Наклеиваем картинки на интеллект-карту.
3. Троицкий собор Самый главный храм Пскова. Недаром Псков называют домом Святой Троицы. Купола Троицкого собора видны из любой точки города! Выходят дети, у которых картинки с изображением Троицкого собора. Наклеиваем картинки на интеллект-карту.
4. Псковский Кром Кремль – это крепость, которая надежно защищала от врагов. Стены у Крома прочные каменные надежные. Строили крепость из камня известняка, которого очень много в нашей местности. Это очень прочный камень, поэтому стены стоят до сих пор, уже больше 1000 лет. Давайте посмотрим, из чего состоит крепость? (башни, стены, ворота) Псковичи оочень любили свою крепость, и даже дали каждой башне свое имя (Высокая, Плоская, Рыбницкая, Кутекрома, Гремячая, Довмонтова, Покровская)
Выходят дети, у которых картинки с изображением башен Псковского Кремля и крепостных стен. Наклеиваем картинки на интеллект-карту.
Давайте с вами попробуем построить свой Кремль (2 команды: из кубиков, из палочек)
Дети делятся на 2 команды: мальчики – строители (строят Кром из кубиков, девочки – архитекторы (строят Кром из счетных палочек)
5. Довмонтов щит и меч Князь Довмонт правил Псковом 33 года. Он избавил Псков от набегов врагов. На стене крепости висит увеличенная копия его меча. Пока меч в городе, врагу нас не победить! Выходят дети, у которых картинки с изображением князя Довмонта и его щита и меча. Наклеиваем картинки на интеллект-карту.
6. Князь А. Невский Князь Александр Невский освободил Псков от немецких рыцарей и в Ледовом побоище одержал славную победу над крестоносцами. Выходят дети, у которых картинки с изображением памятника А. Невскому Наклеиваем картинки на интеллект-карту.
7. Вечный огонь Вечный огонь горит на площади Победы в память о защитниках нашей родины и о победе в Вов. Выходят дети, у которых картинки с изображением вечного огня. Наклеиваем картинки на интеллект-карту.
8. Реки: Великая, Пскова, Мирожка В псковских реках водится много рыбы: щука, окунь, карась, лещ, судак. А самая известная псковская рыбка – снеток, она водится в Псковском озере. Выходят дети, у которых картинки с изображением рек или рыб. Наклеиваем картинки на интеллект-карту.
Игра «Рыбалка» Когда летом я прогуливаюсь по набережной, то часто вижу на берегу Великой и Псковы рыбаков. Хочу пригласить и вас на рыбалку!
Дети «ловят рыбу» с помощью удочек: к палочке прикреплена веревка, на конце веревки – рыбка с сюрпризом. Цель – намотать веревку на палочку, пока не доберешься до рыбки.
9. Скобарь В Детском парке стоит скульптура скобаря – простого псковского мужика, доброго, трудолюбивого, щедрого. Выходит ребенок, у которого картинка с изображением памятника скобарю Наклеивает картинку на интеллект-карту
III. Заключительный этап
Какой замечательный коллаж у на получился. Как вы думаете, ДМ поймет, что мы ему хотели сказать? Давайте попробуем. Дети по очереди составляют рассказ о Пскове с опорой на интеллект-карту
Игра «Передай сердечко и скажи словечко» А напоследок давайте скажем нашему городу как можно больше добрых слов! Дети передают сердечко и говорят, за что они любят Псков.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Цель формирование патриотических и гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1692033-1739265100.jpg)