Папки-передвижки

Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе

Боцулко Оксана
Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:

- учить детей различать согласные звуки по твердости и мягкости;

- учить детей самостоятельно контролировать правильное произнесение вновь поставленных звуков в спонтанной речи;

- упражнять детей в звуковом анализе слов из 1, 2 слогов;

- развивать умение детей анализировать слоги, слова и предложения;

- тренироваться в составлении схемы предложения с предлогами (маленькими словами);

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Твердые и мягкие согласные звуки“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу.

ВНИМАНИЕ: ЗАНЯТИЕ ПРОВОДИТСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ТОЛЬКО ТЕХ ЗВУКОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ИЗУЧЕНЫ РАНЕЕ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ ИХ ПРАВИЛЬНО!

ОБОРУДОВАНИЕ:

- зеркала;

- картинки для звукоподражания на звуки Б,В,Г,Д,З,К,М,Н,П,С,Т,Ф,Х

- предметные картинки, в названии которых присутствуют твердые и мягкие пары звуков;

- дидактическое пособие «Согласный звук» или «Город Звуков»;

- фишки для выкладывания звуковой схемы;

- дидактическое пособие «Домик»;

- наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.

Ход образовательной деятельности.

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.

Речевое развитие

Слайд 1 -2 Коммуника-тивная деятельность 1. Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы с вами отправимся в путешествие по ГОРОДУ ЗВУКОВ, где живут гномы-звуковички. (Логопед вывешивает на доску изображение гномов-звуковичков КРАСНОГО, СИНЕГО И ЗЕЛЕНОГО).

А для того, чтобы гномы пустили нас в свой город, давайте назовем им звуки, которые мы с вами выучили.

(дети называют различные звуки).

Речевое развитие

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7 Речевая деятельность 2. Тема занятия. Вводная беседа.

Молодцы, ребята! Гномам очень понравилось, как вы отвечали, поэтому они пустили нас в свой город.

(На доске вывешивается пособие «Город звуков»).

- Ребята, а какие звуки вы называли? (гласные и согласные).

- А какие звуки называются гласными? (те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути).

- Вспомните, какие гласные звуки мы с вами выучили? (А, О,У, Ы, Э, И)

- А какие звуки называются согласными? (те, которые нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка).

- Наши гномы-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ приглашают вас в гости В РАЙОН СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ! Пойдем? (да).

Но для того, чтобы попасть на эту улицу и поздороваться с согласными звуками, давайте вспомним, какие они бывают? (звонкие и глухие, твердые и мягкие).

Молодцы, ребята. Гномики-звуковички хотят с нами поиграть – они задумали превратить нас в согласные звуки. Будем с ними играть? (да). Тогда 1-2-3 – волшебство приди!

Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Игровая деятельность 3. Дидактическая игра «Найди свою пару».

С этого момента вы не просто ребята, а звуки. Посмотрите на парту – у каждого из вас лежит картинка для звукоподражания – она показывает, какой вы звук.

Мальчики у нас – твердые звуки,

Девочки – мягкие звуки.

Играем в игру «Найди свою пару» - каждый твердый звук должен отыскать свою пару – мягкий звук и взяться за руки. Кто справится с этим заданием первый – тот и выиграл.

(Игра проводится на ковре, под музыку. Пока звучит музыка дети неспешно ходят по ковру и ищут свою пару, как музыка прекратилась – пары должны взяться за руки и назвать себя)

Б – Бь

В- Вь

Г – Гь

Д- Дь

З – Зь

М – Мь

Н – Нь

Итого получается 7 пар детей.

- Молодцы, ребята. Все правильно сделали. Послушайте еще раз внимательно все эти звуки. Чем они похожи?

(они все согласные, звонкие). Чем различаются? (одни – твердые, другие – мягкие).

Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Игровая деятельность 4. Игра «Поймай звуки».

Ребята, давайте вспомним, фишкой какого цвета обозначаются твердые согласные звуки? – СИНЕЙ.

А мягкие? – ЗЕЛЕНОЙ.

Правильно. Гномики-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ предлагают нам сыграть в игру «Поймай звуки».

Играть будем с использованием синих-зеленых светофорчиков.

Из ряда звуков : М, Мь, Нь, Н, К, Кь, Ть, Т, Сь, С, З, Зь и т. д.

Из ряда слогов : МА, НЯ, КУ, ЗИ, ТЫ, СЕ, ЗУ, БЯ, и др.

Из ряда слов: МАМА, НЯНЯ, ПАПА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, БАБА и др.

Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие

Слайд 8 Игровая деятельность 5. Игра «Научи попугая говорить».

Наши гномы-звуковички опять решили над вами пошутить и превратили вас всех в попугайчиков, которых нужно учить разговаривать. Поиграем в игру «Научи попугая говорить?». (да).

Ну тогда, гномы будут говорить вам слоговые дорожки, а вам нужно будет их правильно повторить.

ПА-ПЯ ПА-ПЯ-ПА

ТА-ТЯ ТА-ТЯ-ТА

КА- КЯ КА-КЯ-КА

СА-СЯ СА-СЯ-СА

ФА-ФЯ ФА-ФЯ-ФА

ХА-ХЯ ХА-ХЯ-ХА

И др. с О-Ё, У-Ю, Ы-И

Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие

Слайд 9 Игровая деятельность 6. Дидактическая игра «Наоборот».

Ребята, а теперь наши гномы –звуковички хотят поиграть в мяч. Но это не просто игра, это игра в слова. Я буду кидать вам мяч и говорить слово с твердым звуком, а вам нужно будет сказать мягко и получить новое слово.

КОН – КОНЬ

УГОЛ – УГОЛЬ

ТРОН – ТРОНЬ

ХОР – ХОРЬ (если дети не знают этого слова – объяснить)

МЕЛ – МЕЛЬ

УДАР – УДАРЬ

МОЛ –МОЛЬ

БЫЛ – БЫЛЬ

КРОЛ – КРОЛЬ

ПАР –ПАРЬ

ЦЕЛ – ЦЕЛЬ

НОС – НЁС

Речевое развитие

Слайд 10

Слайд 11 Речевая деятельность, продуктивная деятельность 7. Звуковой анализ слов. Дидактическая игра «Домашние животные и птицы».

Ребята, посмотрите звуковички-гномики снова задают нам загадку. У них в городе поселился один забавный зверь. А вот какой нужно угадать, используя схему.

Дана схема:

А под ней 2 картинки: КОТ И КИТ.

- Кто же поселился у гномиков? –КОТ. А как вы догадались? (В слове КОТ 3 звука, К –твердый согласный, О- гласный, Т – твердый согласный).

Правильно, молодцы. А теперь посмотрите, какую домашнюю птицу хотят завести гномы-звуковички?

Дана схема:

А под ней 2 картинки: ГУСЬ и ИНДЮК.

- Кто же еще поселится у гномов? ГУСЬ. А как вы догадались? (В слове ГУСЬ 3 звука : Г- твердый согласный, У – гласный, Сь – мягкий согласный). (если дети подготовлены хорошо, можно взять схему слова ИНДЮК).

Физическое развитие

Слайд 12 Двигательная деятельность 8. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Ребята, а какой мягкий звук несколько раз повторяется в этой игре? ЗВУК ТЬ – ВСТАТЬ, ПОДНЯТЬ, РАЗЖАТЬ, СТОЯТЬ.

Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие

Слайд 13-14

Слайд 15-16 коммуника-тивная деятельность, игровая деятельность 9. Игра «Где звук спрятался».

Ребята, наши друзья-звуковички очень любят играть. У них много игрушек. И они принесли их с собой.

Давайте их рассмотрим:

КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ, РАКЕТА.

Какие звуки повторяются во всех этих словах? ЗВУКИ К И КЬ.

Давайте найдем слова, в которых спрятался звук К? КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ.

А в каких словах спрятался звук Кь? КУБИКИ, РАКЕТА.

Деление слов на слоги.

Чтобы гномики-звуковички подарили нам эти игрушки, мы должны выполнить их задание и найти место звука К или Кь в этих словах. (Игра проводится с использованием пособия «Светофор» для определения положения звука в слове).

Речевое развитие

Слайд 17-18

Слайд 19 коммуника-тивная деятельность 10. Работа над предложением.

Ребята, давайте поиграем с этими игрушками и составим предложение про наши игры.

Дети составляют предложения:

Я играю с ракетой.

У меня красивая кукла.

Миша катает танк.

Вася запускает ракету в космос.

Лиза укладывает куклу в кровать.

И др.

Затем составляется схема любого предложения с предлогом.

Социально-коммуникативное развитие

Слайд 20-24 Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность 11. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в речи. Повторение чистоговорок.

Наши друзья – звуковички знают очень много разных чистоговорок с твердыми и мягкими согласными звуками. Давайте повторим вместе с ними эти чистоговорки.

1. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот. (какие звуки тут спрятались Б –Бь)

2. Ва-ва-ва, ва-ва-ва,

Вот высокая трава.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве,

Васильки видны в траве. (какие звуки тут спрятались В-Вь)

3. Ги-ги-ги, ги-ги-ги,

Гена, маме помоги.

Га-га-га, га-га-га,

У меня болит нога. (какие звуки тут спрятались Г-Гь)

4. Ки-ки-ки, ки-ки-ки,

Помогите, рыбаки,

Ка-ка-ка, ка-ка-ка,

Есть улов у рыбака. (какие звуки здесь спрятались К- Кь)

5. Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне. (какие звуки здесь спрятались С-Сь)

Речевое развитие

Слайд 25 Коммуника-тивная деятельность 12. Итог занятия, оценка работы детей.

Чем мы занимались сегодня на занятии? Какие звуки учились различать?

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями наших гномов- звуковичков. А за это они дарят вам свои игрушки и сладкое угощение ЗЕФИР И ВАФЛИ. (звуки Ф-Фь)

Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность 13. Трудовые поручения во время НОД.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте у детей логопедической группы «Звуки [В], [В’] и буква в (в)» МКДОУ "Уйский детский сад № 3 "Берёзка" комбинированного вида 2 категории" Конспект непосредственной образовательной деятельности по.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [C], [С’] и буква С» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: звуки [C], [С’] и буква С Подготовила: воспитатель Корягина Л. Д.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К]-[Х]. Буквы К, Х» Тема: Звуки К – Х (дифференциация). Буквы К, Х Цель: 1. Закрепить правильное произношение звуков К, Х 2. Учить различать звуки К-Х в различных.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласные звуки» Задачи обучающие: 1) Закрепить навык различия гласных и согласных звуков (а, о, к, м) 2) Формировать навык звукового анализа слов, деления.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической группе для заикающихся дошкольников «Звуки [М], [М’]» муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №9 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе на тему «Звуки [Б]-[Б]’, буква Б» Цели: Коррекционно - образовательные: * Закреплять представления о звуках родного языка. * Закреплять навыки различения и звукопроизношения.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по формированию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте Конспект занятия по развитию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте с использованием компьютерных игр в старшей группе: «Жили.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласные звуки [л], [л’]. Буква Лл» Цель: знакомство с согласными звуками [л], [л'] и буквой, которая их обозначает. Задачи: Образовательные: • учить звуковому анализу слов;.

Презентация к конспекту НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки [д]-[д’]» Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 20 мая 2019 в 17:05
+50Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Боцулко Оксана (УИ 1285835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД