Боцулко Оксана
Конспект занятия по обучению грамоте «Твердые и мягкие согласные звуки» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:
- учить детей различать согласные звуки по твердости и мягкости;
- учить детей самостоятельно контролировать правильное произнесение вновь поставленных звуков в спонтанной речи;
- упражнять детей в звуковом анализе слов из 1, 2 слогов;
- развивать умение детей анализировать слоги, слова и предложения;
- тренироваться в составлении схемы предложения с предлогами (маленькими словами);
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Твердые и мягкие согласные звуки“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу.
ВНИМАНИЕ: ЗАНЯТИЕ ПРОВОДИТСЯ НА МАТЕРИАЛЕ ТОЛЬКО ТЕХ ЗВУКОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ИЗУЧЕНЫ РАНЕЕ НА ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ДЕТИ ПРОИЗНОСЯТ ИХ ПРАВИЛЬНО!
ОБОРУДОВАНИЕ:
- зеркала;
- картинки для звукоподражания на звуки Б,В,Г,Д,З,К,М,Н,П,С,Т,Ф,Х
- предметные картинки, в названии которых присутствуют твердые и мягкие пары звуков;
- дидактическое пособие «Согласный звук» или «Город Звуков»;
- фишки для выкладывания звуковой схемы;
- дидактическое пособие «Домик»;
- наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения.
Ход образовательной деятельности.
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.
Речевое развитие
Слайд 1 -2 Коммуника-тивная деятельность 1. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы с вами отправимся в путешествие по ГОРОДУ ЗВУКОВ, где живут гномы-звуковички. (Логопед вывешивает на доску изображение гномов-звуковичков КРАСНОГО, СИНЕГО И ЗЕЛЕНОГО).
А для того, чтобы гномы пустили нас в свой город, давайте назовем им звуки, которые мы с вами выучили.
(дети называют различные звуки).
Речевое развитие
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 Речевая деятельность 2. Тема занятия. Вводная беседа.
Молодцы, ребята! Гномам очень понравилось, как вы отвечали, поэтому они пустили нас в свой город.
(На доске вывешивается пособие «Город звуков»).
- Ребята, а какие звуки вы называли? (гласные и согласные).
- А какие звуки называются гласными? (те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути).
- Вспомните, какие гласные звуки мы с вами выучили? (А, О,У, Ы, Э, И)
- А какие звуки называются согласными? (те, которые нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка).
- Наши гномы-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ приглашают вас в гости В РАЙОН СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ! Пойдем? (да).
Но для того, чтобы попасть на эту улицу и поздороваться с согласными звуками, давайте вспомним, какие они бывают? (звонкие и глухие, твердые и мягкие).
Молодцы, ребята. Гномики-звуковички хотят с нами поиграть – они задумали превратить нас в согласные звуки. Будем с ними играть? (да). Тогда 1-2-3 – волшебство приди!
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Игровая деятельность 3. Дидактическая игра «Найди свою пару».
С этого момента вы не просто ребята, а звуки. Посмотрите на парту – у каждого из вас лежит картинка для звукоподражания – она показывает, какой вы звук.
Мальчики у нас – твердые звуки,
Девочки – мягкие звуки.
Играем в игру «Найди свою пару» - каждый твердый звук должен отыскать свою пару – мягкий звук и взяться за руки. Кто справится с этим заданием первый – тот и выиграл.
(Игра проводится на ковре, под музыку. Пока звучит музыка дети неспешно ходят по ковру и ищут свою пару, как музыка прекратилась – пары должны взяться за руки и назвать себя)
Б – Бь
В- Вь
Г – Гь
Д- Дь
З – Зь
М – Мь
Н – Нь
Итого получается 7 пар детей.
- Молодцы, ребята. Все правильно сделали. Послушайте еще раз внимательно все эти звуки. Чем они похожи?
(они все согласные, звонкие). Чем различаются? (одни – твердые, другие – мягкие).
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Игровая деятельность 4. Игра «Поймай звуки».
Ребята, давайте вспомним, фишкой какого цвета обозначаются твердые согласные звуки? – СИНЕЙ.
А мягкие? – ЗЕЛЕНОЙ.
Правильно. Гномики-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ предлагают нам сыграть в игру «Поймай звуки».
Играть будем с использованием синих-зеленых светофорчиков.
Из ряда звуков : М, Мь, Нь, Н, К, Кь, Ть, Т, Сь, С, З, Зь и т. д.
Из ряда слогов : МА, НЯ, КУ, ЗИ, ТЫ, СЕ, ЗУ, БЯ, и др.
Из ряда слов: МАМА, НЯНЯ, ПАПА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, БАБА и др.
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
Слайд 8 Игровая деятельность 5. Игра «Научи попугая говорить».
Наши гномы-звуковички опять решили над вами пошутить и превратили вас всех в попугайчиков, которых нужно учить разговаривать. Поиграем в игру «Научи попугая говорить?». (да).
Ну тогда, гномы будут говорить вам слоговые дорожки, а вам нужно будет их правильно повторить.
ПА-ПЯ ПА-ПЯ-ПА
ТА-ТЯ ТА-ТЯ-ТА
КА- КЯ КА-КЯ-КА
СА-СЯ СА-СЯ-СА
ФА-ФЯ ФА-ФЯ-ФА
ХА-ХЯ ХА-ХЯ-ХА
И др. с О-Ё, У-Ю, Ы-И
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
Слайд 9 Игровая деятельность 6. Дидактическая игра «Наоборот».
Ребята, а теперь наши гномы –звуковички хотят поиграть в мяч. Но это не просто игра, это игра в слова. Я буду кидать вам мяч и говорить слово с твердым звуком, а вам нужно будет сказать мягко и получить новое слово.
КОН – КОНЬ
УГОЛ – УГОЛЬ
ТРОН – ТРОНЬ
ХОР – ХОРЬ (если дети не знают этого слова – объяснить)
МЕЛ – МЕЛЬ
УДАР – УДАРЬ
МОЛ –МОЛЬ
БЫЛ – БЫЛЬ
КРОЛ – КРОЛЬ
ПАР –ПАРЬ
ЦЕЛ – ЦЕЛЬ
НОС – НЁС
Речевое развитие
Слайд 10
Слайд 11 Речевая деятельность, продуктивная деятельность 7. Звуковой анализ слов. Дидактическая игра «Домашние животные и птицы».
Ребята, посмотрите звуковички-гномики снова задают нам загадку. У них в городе поселился один забавный зверь. А вот какой нужно угадать, используя схему.
Дана схема:
А под ней 2 картинки: КОТ И КИТ.
- Кто же поселился у гномиков? –КОТ. А как вы догадались? (В слове КОТ 3 звука, К –твердый согласный, О- гласный, Т – твердый согласный).
Правильно, молодцы. А теперь посмотрите, какую домашнюю птицу хотят завести гномы-звуковички?
Дана схема:
А под ней 2 картинки: ГУСЬ и ИНДЮК.
- Кто же еще поселится у гномов? ГУСЬ. А как вы догадались? (В слове ГУСЬ 3 звука : Г- твердый согласный, У – гласный, Сь – мягкий согласный). (если дети подготовлены хорошо, можно взять схему слова ИНДЮК).
Физическое развитие
Слайд 12 Двигательная деятельность 8. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Ребята, а какой мягкий звук несколько раз повторяется в этой игре? ЗВУК ТЬ – ВСТАТЬ, ПОДНЯТЬ, РАЗЖАТЬ, СТОЯТЬ.
Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие
Слайд 13-14
Слайд 15-16 коммуника-тивная деятельность, игровая деятельность 9. Игра «Где звук спрятался».
Ребята, наши друзья-звуковички очень любят играть. У них много игрушек. И они принесли их с собой.
Давайте их рассмотрим:
КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ, РАКЕТА.
Какие звуки повторяются во всех этих словах? ЗВУКИ К И КЬ.
Давайте найдем слова, в которых спрятался звук К? КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ.
А в каких словах спрятался звук Кь? КУБИКИ, РАКЕТА.
Деление слов на слоги.
Чтобы гномики-звуковички подарили нам эти игрушки, мы должны выполнить их задание и найти место звука К или Кь в этих словах. (Игра проводится с использованием пособия «Светофор» для определения положения звука в слове).
Речевое развитие
Слайд 17-18
Слайд 19 коммуника-тивная деятельность 10. Работа над предложением.
Ребята, давайте поиграем с этими игрушками и составим предложение про наши игры.
Дети составляют предложения:
Я играю с ракетой.
У меня красивая кукла.
Миша катает танк.
Вася запускает ракету в космос.
Лиза укладывает куклу в кровать.
И др.
Затем составляется схема любого предложения с предлогом.
Социально-коммуникативное развитие
Слайд 20-24 Коммуника-тивная деятельность, Игровая деятельность 11. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в речи. Повторение чистоговорок.
Наши друзья – звуковички знают очень много разных чистоговорок с твердыми и мягкими согласными звуками. Давайте повторим вместе с ними эти чистоговорки.
1. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот. (какие звуки тут спрятались Б –Бь)
2. Ва-ва-ва, ва-ва-ва,
Вот высокая трава.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве,
Васильки видны в траве. (какие звуки тут спрятались В-Вь)
3. Ги-ги-ги, ги-ги-ги,
Гена, маме помоги.
Га-га-га, га-га-га,
У меня болит нога. (какие звуки тут спрятались Г-Гь)
4. Ки-ки-ки, ки-ки-ки,
Помогите, рыбаки,
Ка-ка-ка, ка-ка-ка,
Есть улов у рыбака. (какие звуки здесь спрятались К- Кь)
5. Сидела сорока на старой сосне,
Смеялась сорока прекрасной весне. (какие звуки здесь спрятались С-Сь)
Речевое развитие
Слайд 25 Коммуника-тивная деятельность 12. Итог занятия, оценка работы детей.
Чем мы занимались сегодня на занятии? Какие звуки учились различать?
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями наших гномов- звуковичков. А за это они дарят вам свои игрушки и сладкое угощение ЗЕФИР И ВАФЛИ. (звуки Ф-Фь)
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность 13. Трудовые поручения во время НОД.