Елена Курашкина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [К]-[Х]. Буквы К, Х»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки К – Х (дифференциация). Буквы К, Х
Цель: 1. Закрепить правильное произношение звуков К, Х
2. Учить различать звуки К-Х в различных речевых единицах на слух и в произношении.
3. Звуковой анализ и синтез слов КОТ, ПУХ.
4. Закрепление согласования количественных числительных в косвенных падежах с существительными (договаривание предложений).
5. Составление, чтение, преобразование слогов, слов по следам звукового анализа.
6. Печатание под диктовку слогов, слов с буквами К, Х.
7. Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [К]-[Х], Буквы К, Х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки на звуки К, Х, тетради, карандаши, кассы, речевой материал, чудесный мешочек с буквами Т, К, О, П, У, Х, наборы для составления звуковых схем, зеркала, карточки для чтения.
Содержание работы:
1. Орг. момент.
- Сядет на свое место тот, кто прочитает слово с буквой К? Х?
2. Выделение звуков К, Х из слов, сообщением темы занятия.
- Послушайте слова: КРОТ, КАБИНЕТ, КРАСКИ.
- Назовите общий звук в этих словах (В этих словах общий звук К)
Аналогично: халва, хохот, хлопушка (звук Х)
- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками К и Х
3. Произношение, сопоставление звуков К-Х
1) попеременное произнесение звуков К-Х перед индивидуальными зеркалами (положение губ, зубов, языка)
2) сравнение артикуляционного уклада и характеристик звуков К-Х
Звук К – язычок поднят «горочкой», звук произносим отрывисто, резко.
Звук Х – язычок поднят «горочкой», но отодвинут чуть дальше, звук Х произносится более длительно.
Характеристика: звук К – согласный, глухой, твердый, есть мягкая пара – К
Звук Х – согласный, глухой, твердый, есть мягкая пара – Х.
4. Различение звуков К –Х на слух, в собственном произношении.
1) на слух: игра «Хлопай» (по командам)
* в звуковом ряду (к, х, п, т, х, п, к, с, м, и, к, т, п)
* в слоговом ряду (ка, ха, ук, ох, ык, ик, ко, хо, ух, ик)
* в словах: хлопушка, акробат, хоровод, хрустальный, картофель, хворост, карнавал.
2) в произношении:
- Называние картинок (хором)
Дети первой команды должны назвать картинки, в названии которых есть звук К, второй команды – звук Х.
Дети уносят картинки на столы (переворачивают, запоминают)
5. Физ. минутка.
С проговариванием чистоговорок:
ка-ка-ка - я устал слегка
ох-ох-ох – соберем горох
ко-ко-ко - руки высоко
ух-ух-ух – рубим во весь дух
6. Воспроизведение слоговых рядов, чистоговорок.
ка-ха-ха ха-ха-ка
ка-ка-ха ха-ка-ка
ка-ха-ка ха-ка-ха
Хомяк за щеку крошки клал, хорек из хлева корм украл.
7. Игра «Замени звук» (КХ)
Ка- ха ак.
Ко. ок.
Ку. ук.
Кы. ык.
Кэ. ик.
8. Звуковой анализ и синтез слогов, слов. Составление и чтение слов (работа с кассами)
1) О+Х-ОХ-ОК-ТОК-ТОТ-ТОП-ПОТ
А+Х-АХ-АК-АК-ТАК-ТУК-ТОК-КОТ-КТО
2) игра «Живые буквы» (из чудесного мешочка дети достают буквы, один ребенок работает около доски, остальные - за столами, из данных букв составляют слова)
Т К О - КТО, ТОК, КОТ
П Х У - ПУХ
Составление звуковых схем слов ПУХ, КОТ
9. Работа в тетрадях.
Диктант слогов по следам звукового анализа:
АК УХ ОХ ИК ПУХ КОТ
10. Итог. Припоминание картинок со звуками К, Х. Составление предложений с данными картинками (договаривание)
У меня два…
У меня пять….
У меня девять…