Ольга Чухманова
Педагогический проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Земля – наш общий дом»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Характер проекта : познавательный, поисково-исследовательский, творческий.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
По времени: краткосрочный (1 неделя, с 22.04.2023г. по 26.04.2023г.)
Место проведения: детский сад «Сказка»
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на
Темочки:
- Планета Земля - наш дом. Экология планеты
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является
источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,
пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта :
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта :
Дети:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
• поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение
• анализировать, сравнивать и обобщать.
• Воспитывать желание охранять и укреплять здоровье детей.
Воспитатели :
• Создание при реализации проекта атмосферы праздника, чтобы вызвать у всех участников положительные эмоции.
• Пополнить развивающую среду в центре экологии и экспериментирования.
Родители:
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду; Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
• Расширить знания родителей о значении экологических знаний в развитии детей.
Ожидаемый результат:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Продукт проектной деятельности :
- акция «Дети против мусора»; (Приложение №1)
- выставка детских работ «Природоохранные знаки»; (Приложение №2)
- праздник «Земля – наш общий дом»
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к совместной творческой деятельности всех участников проекта :
1. Подготовка информационного пространства:
- анкетирование родителей (приложение № 3);
- консультации для родителей (приложение № 4);
2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
3. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. (Приложение № 5)
2. Основной этап:
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Ежедневно:
- комплекс утренней гимнастики с экологическим уклоном «На лесной опушке» (с шишками)
- комплекс гимнастики пробуждения «Весна»
Совместная деятельность педагогов и детей.
Понедельник
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня
Беседа «Мусор земле не к лицу»
Цель: Формировать ответственное отношение к окружающей среде. Воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней.
Дидактическая игра:
Лото «Сортируем мусор»
Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
Пальчиковая гимнастика «Весна»
Зрительная гимнастика
«Глазки видят всё вокруг»
Прогулка. Игра-эстафета «Собери мусор»
2 половина дня
Дыхательная гимнастика
«Трубач»
Чтение детям. Экологическая сказка.
«Сказка про хламище - окаянище»
Цель: экологические сказки учат : познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности
к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.
Просмотр презентации «Самая лучшая планета в Галактике»
Акция на участке детского сада «Дети против мусора»
Цель акции: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Вторник
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Беседа «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»
Цель: дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле.
Дидактическая игра «Экологические цепочки»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Пальчиковая гимнастика «Апрель»
Зрительная гимнастика «Лучик солнца»
Прогулка. Подвижная игра
«Капельки и тучка» Дыхательная гимнастика
«У кого дольше колышется ленточка»
Чтение детям. Экологическая сказка.
«Все живое нуждается в воде»
Экспериментирование «Свойства воздуха»
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах. Упражнять в наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»
Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
Среда
«Лес богатство и краса! Береги свои леса!»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Беседа «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу»
Цель: Раскрыть значение природы в жизни людей. Формировать у детей нормы поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактическая игра
«Кто живет в родном лесу?»
Цель: Сформировано произвольное внимание, быстрота реакции. Закреплены знания о животном мире России
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Зрительная гимнастика «Ёлка».
Прогулка. Подвижная игра «Бездомный заяц»
Дыхательная гимнастика
«Сосна»
Чтение детям. Экологическая сказка
«Почему у земли платье зеленое» А. Лопатина
Физ. минутка «Прогулка в лес»
Самостоятельная художественная деятельность.
Рисование: «Природоохранные знаки»
Цель: Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Развивать интерес к рисованию, придумать свой природоохранный знак.
Приложение № 2
Четверг
«Почва — живая Земля»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Беседа «Почва — живая Земля»
Цель: ознакомление детей с понятием «почва», её ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Цель: закрепить знания о животных земли, и их классификация, воспитывать бережное отношение к ним.
Пальчиковая гимнастика «Крот»
Зрительная гимнастика
«Видеть лучше будем мы»
Прогулка. Подвижная игра «Земляные червяки»
Дыхательная гимнастика
«Эхо»
Чтение детям. Экологическая сказка
«Дождевой червяк»
Загадывание загадок о явлениях природы.
Просмотр презентации «Обитатели почвы»
Пятница
«День Земли»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
1 половина дня 2 половина дня
Беседа «Наш дом - природа»
Цель: Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в целом;
Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил поведения в ней;
Дидактическая игра «Экологический светофор»
Цель: закрепить у детей знания правил поведения в природе; развивать у детей умения соотносить схему к определенному правилу поведения в природе.
Пальчиковая гимнастика
«В этом домике пять этажей»
Зрительная гимнастика «Цветы»
Прогулка. Подвижная игра
«Перепрыгни через ручеёк»
Дыхательная гимнастика
«Понюхаем цветочки»
Чтение детям
«Десять заповедей от тётушки Совы»
Развлечение «День Земли»
Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День Земли.
Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе,
желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю.
3 этап. Заключительный.
Цель:
- оценка полученных результатов реализации проекта в соответствии с поставленной целью и ожидаемыми результатами.
Информационное обеспечение:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : Мозаика- Синтез, 2017.
2. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Просвещение, 2007.
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно – методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2014.
5. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ автор – составитель Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010
6. Мир природы. Животные. Серия демонстративных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию : Учебно – наглядное пособие/ Составитель и автор метод. 7. Рекомендаций Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2014
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
9. Интернет ресурсы:
Загадки: https://ped-kopilka.ru/
Пальчиковая гимнастика и физ. минутки: https://www.stranamam.ru/post/6895117/
Дыхательная гимнастика: https://teddyclub.org/ru/article/detskij-sad/2109-palchikovaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-v-stihah/
Зрительная гимнастика в стихах: https://nschds1.ucoz.ru/publ/zritelnaja_gimnastika_v_stikhakh/1-1-0-13
Экологические сказки : https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/ekologicheskie-skazki-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-knigi-t-a-shoryginoy-796041
Приложение №1
Акция «Береги землю от мусора»
Приложение №2
Работы детей «Природоохранные знаки»
Приложение №3
Примерная анкета для родителей.
1. Есть ли у Вас дома животные, растения?
2. Кто за ними ухаживает?
3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями?
4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказки, ухаживать за животным (растением?
5. Если ребенок что- то делает не так. Ваши действия а) Вы не обращаете внимания б) Кричите, например «не рви», «не топчи» и т. д. в) Поступаете как- то иначе
6. Читаете ли Вы с детьми книги о природе?
7. Всегда ли Вы сами поступаете правильно по отношению к природе?
Приложение №4
Консультация для родителей
Тема: «Экологическое воспитание в семье»
Цель: Дать методические рекомендации по формированию экологической культуры в семье, помочь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, познакомить с литературой по экологическому воспитанию детей. Роль воспитателя : Помочь в подборе литературы, дидактических игр, дать необходимые рекомендации для решения данной проблемы. Подготовительный этап. 1. Чтение сказки «Сказка – ложь, да в ней намек» из кн. Рыжовой Н. А. «Природа – наше богатство». 2. Анкетирование родителей. 3. Знакомство с литературой, играми по экологии. План: 1. Введение. 2. Учитесь быть вежливыми людьми. 3. Учите детей видеть красоту природы, наслаждаться ее гармонией. 4. Читайте и познавайте вместе с детьми. 5. Труд детей в природе. 1. Все чаще звучит в природе «SOS” - Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. - Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню. - Пощади!- вторит земля. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня влаги. Я иссыхаю, старею. Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. - Я знаю, ты научился летать к звездам. Это прекрасно. Но я тебе нужна и в полете. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» Вот так Земля взывает нас о помощи, и мы с вами должны защитить ее, сберечь. Кроме этого мы должны научить ребенка делать тоже самое, ибо ему на ней жить дальше. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый в отдельности в ответе за Землю. 2. Как же сформировать у ребенка гуманное отношение к природе? Прежде всего, через сострадания, заботу о тех, кто в ней нуждается, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но начинать надо с себя, ибо ребенок многое усваивает благодаря подражанию взрослым и прежде всего своим родителям. Поэтому всегда помните, что Вы вежливый и воспитанный человек, а…. - Человек вежливый и воспитанный не позволит весной резать, уродовать ствол березы, чтобы попробовать березовый сок. - Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет охапки лесных цветов. - Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей. - Не следует ловить и нести в дом лесных зверушек и птиц. - Вежливый человек не оставит после себя свалки. 3. Необходимо как можно чаще бывать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей надо учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать свои впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к различным объектам природы следует привлекать с помощью вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Побуждает к размышлению и сомнению. Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, необыкновенно остры, они оставляют след на всю жизнь. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем развивается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Все увиденное не оставляет его равнодушным, вызывает массу вопросов – «что?», «как?», «почему?». 4. Но очень часто родители, чувствуя свою некомпетентность в том или ином вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и результат такого отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не губите хорошие начинания в детской душе. Постарайтесь пополнить свои знания о природе и вместе с ребенком найдите ответы на возникшие вопросы. 5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Наоборот необходимо включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В процессе труда в природе совершенствуются трудовые навыки и умения природоохранного характера. Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, изменить отношение к ней.