Получи документы

Познавательная активность дошкольников в образовательном пространстве ДОО

Ольга Кашина
Познавательная активность дошкольников в образовательном пространстве ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Кашина Ольга Анатольевна

Воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Челябинск

МАДОУ ДС № 476

С момента появления на свет ребенок начинает осваивать окружающий его мир, который для него пока не изведан. Любой новый предмет, явление или человек становятся для него значимыми, если они вызывают эмоциональный отклик – положительный или отрицательный.

Для маленького ребенка окружающая среда представляет собой таинственное пространство, которое ему предстоит изучить. Подобно ученому, он стремится постичь закономерности этого мира, однако на начальном этапе его главными инструментами познания являются органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Эти сенсорные каналы позволяют ему воспринимать первичную информацию. Внимание ребенка чаще всего привлекается к ярким объектам и движущимся предметам. Постепенно он начинает выделять отдельные предметы из общего фона, формируя представления о глубине, объеме и пространственных характеристиках окружающей действительности. Исследования психологов показывают, что механизмы и закономерности познания у детей отличаются от животных благодаря способности усваивать культурно выработанные способы познания, которые трансформируют их когнитивное развитие.

Темочки:

Любознательность дошкольника направлена на исследование окружающего мира и создание собственной картины реальности. В процессе игры он экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи, самостоятельно делает открытия, например, определяя, какие предметы тонут, а какие – остаются на поверхности воды. Вопросы, которые он задает, становятся более разнообразными и глубокими, что указывает на интенсивное умственное развитие.

Стремление к знаниям у ребенка выражается в постоянных вопросах : «почему?», «зачем?», «как?». Ответы на эти вопросы формируют его умение анализировать, представлять различные ситуации и находить решения. В современных условиях встает важный вопрос : как воспитать ребенка, способного адаптироваться к будущему? Какие знания и навыки ему необходимы? Современный социум требует не просто исполнителей, а инициативных, творческих личностей с развитым логическим мышлением и активной жизненной позицией.

Актуальность проблемы

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) дало новый импульс развитию исследовательской деятельности в детских садах. Согласно ФГОС, выпускник дошкольного учреждения должен обладать любознательностью, активностью, стремлением к познанию нового. Дошкольник учится формулировать вопросы взрослым, самостоятельно проводить простые эксперименты, проявлять инициативу. Исследовательская и проектная деятельность способствует развитию у него самостоятельности, умений планировать свои действия, а также овладению предпосылками учебной деятельности, такими как умение следовать правилам, работать по образцу, слушать и выполнять инструкции взрослого.

Одним из ключевых направлений развития ребенка, согласно ФГОС, является познавательное развитие, что подчеркивает значимость исследовательской деятельности. Она позволяет ребенку изучать объекты и явления окружающего мира, проводить эксперименты и анализировать результаты. Важно создавать условия, способствующие социализации ребенка, его личностному развитию, инициативности и творчеству. Способность выявлять проблемы, находить решения и делать выводы – важные качества, влияющие на успешную социализацию личности. Познавательно-исследовательская деятельность представляет собой культурную практику, через которую ребенок познает мир, активно взаимодействуя с предметами и явлениями. Дошкольники стремятся не только рассматривать предметы, но и исследовать их тактильно, обонятельно и вкусовыми рецепторами. В этом возрасте их интересуют физические явления, такие как замерзание воды, распространение звука и различие объектов по цвету и форме. Самостоятельные опыты помогают им осмыслить изучаемые процессы, делать выводы и оценивать значимость природных явлений.

Научные исследования, начиная с XIX века, уделяли внимание изучению познавательных процессов. За последние десятилетия накоплен значительный объем знаний о диагностике и развитии этих процессов. Было установлено, что наиболее благоприятный период для их формирования – дошкольный возраст, особенно от 4 до 7 лет. В этот период наблюдается осознанная активность, направленная на освоение познавательных приемов, что ускоряет интеллектуальное развитие. Ведущая роль в этом процессе отводится взрослым – родителям и педагогам, поскольку именно они создают условия для когнитивного роста ребенка.

Сегодня требования школы к уровню подготовки дошкольников существенно возросли. Возникла необходимость целенаправленного развития интеллекта и познавательных способностей ребенка, что привело к появлению развивающих программ, специализированных центров и методик диагностики интеллектуального уровня детей. Однако стихийное развитие познавательной активности без учета закономерностей может оказать негативное влияние на психическое развитие, поскольку все когнитивные процессы взаимосвязаны. Их развитие должно происходить комплексно, с учетом этапов формирования и возрастных особенностей.

Познавательная активность ребенка развивается в процессе различных видов деятельности: игровой, учебной, художественной (рисование, лепка, конструирование, спортивной и трудовой. Однако наиболее эффективное влияние на когнитивное развитие оказывают специально организованные занятия, включающие дидактические и ролевые игры. Участие взрослого в этом процессе позволяет ребенку освоить познавательные приемы, развивать интерес к исследовательской деятельности и получать положительные эмоции от успешного решения задач. Одобрение и поддержка взрослого помогают ребенку формировать адекватную самооценку, что является важным фактором личностного развития.

Согласно концепции Л. С. Выготского, обучение опережает развитие и направляет его. Это означает, что педагог должен уметь управлять процессом когнитивного становления ребенка, понимая механизмы протекания познавательных процессов и создавая оптимальные условия для их развития. Познавательные процессы взаимосвязаны: восприятие, внимание и ощущение помогают получать первичную информацию, тогда как мышление, воображение и память – обрабатывают ее. Речь выполняет функцию перевода информации на символический уровень, что позволяет ребенку усваивать культурный опыт и общаться. Согласованность работы познавательных процессов определяет адекватность восприятия окружающего мира и способствует формированию личности.

Знания о когнитивных процессах играют важную роль в подготовке педагогов и психологов, а также являются необходимыми для родителей, заинтересованных в развитии своего ребенка. Создание благоприятных условий для познавательной активности в дошкольном возрасте закладывает основу для успешного обучения в школе и дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Публикации по теме:

Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского садаДетское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области Средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани.

Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции»Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Спорт и физкультура, Всех вперёд ведут. В трудную минуту Нас не подведут. Источник: интернет ресурс Вторую неделю в режиме самоизоляции,.

Интерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольниковИнтерактивная песочница — инновационный метод в образовательном процессе дошкольников «Интерактивная песочница - инновационный метод в образовательном процессе дошкольников. " Информационные технологии становятся неотъемлемой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная активность дошкольников в образовательном пространстве ДОО
Опубликовано: 16 февраля 2025 в 14:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательная активность дошкольников в образовательном пространстве ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кашина (УИ 2110774) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД