Ольга Коваль
Образовательная деятельность для детей в старшей группе «Вода в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
• Образовательные :
o ознакомить детей со свойствами воды : отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
o уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
• Развивающие:
o развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
o закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
Публикация «Образовательная деятельность для детей в старшей группе „Вода в нашей жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
o закреплять умение работать с незнакомыми растворами.
o развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
o активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
o стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
• Воспитательные:
o воспитывать бережное отношение к воде.
o воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: Слайд презентация. Карточки в виде капелек воды с загадками; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, стакан с молоком; листы белой бумаги, старые зубные щётки, гуашь голубая.
Ход ЗАНЯТИЯ
Под музыку дети входят в зал
Воспитатель:
Добрый день! Я вам говорю.
Добрый день! я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно и очень стараться!
Воспитатель обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
На экране высвечиваются ответы на загадки.
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе? (ответы детей)
Иллюстрируют слайды «Вода в природе»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нужна вода человеку?».
Демонстрируют слайд
Я вам дам волшебную капельку, вы будете отвечать на вопрос : Для чего нужна вода», и передавать ее друг другу.
( Дети передают капельку и отвечают: пить, умываться, мыть посуду, готовить и т. д.).
- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?
- Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого мы отправимся в лабораторию и будем проводить опыты. Вы хотите побывать юными исследователями? (Да).
Свойство 1: вода – это жидкость, не имеет запаха
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы
Опыт 3.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. д.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Опыт 6. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. А если мы добавим соль то вода будет какая? Пробуют на вкус (солёная). А в природе где встречается солёная вода? (в море, а в реках и озёрах какая вода? (пресная)
- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?
- Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежит очищенный картофель. Возьмите в руки картофель и опустите в банку с водой. Что случилось с картофелем? (утонуло). Картофель утонул, потому что он тяжелей воды.
- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда картофель. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.
- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что картофель будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и картофель немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)
Вам понравилось экспериментировать с водой (ответы детей) Тогда я вам предлагаю превратиться в маленькие капельки. Ну-ка девочки и мальчики повернитесь и в капельки превратитесь.
Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Ну-ка все капельки соберитесь и в водичку превратитесь, посмотрите у нас целое море получилось. А вы хотите нарисовать море. (Да) только мы будем рисовать не кисточками, а хорошо нам знакомыми зубными щётками.
Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море» :
Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!
У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая…
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? Спасибо вам вы просто молодцы. Сейчас мы пойдём в группу, а там вас каждого ждёт сюрприз (Волшебные капельки).