Людмила Михайловна Рычихина
НОД по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по речевому развитию в старшей группе
Тема: Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)
«Красный снег»
Цель. Учить детей пересказывать с наглядной опорой в виде картинок- схем,отражающих последовательность событий.
Развивать речь, память, внимание, образное мышление, активный и пассивный словарь, творческие способности детей.
Закреплять умение передавать цвета и их оттенки; развивать творческое воображение; закреплять технические навыки и умения.
Публикация «НОД по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Задачи: Формирование активного слухового и зрительного контроля в правильности составления рассказа.
Словарная работа (понимать смысл слов и выражений, использовать их в речи) : Полярники, песец протрусил, скалы, красными крестиками наследили.
Методические приемы:
Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, картинок – схем.
Оборудование:
Портрет писателя Н Сладкова, картинки- иллюстрации, картинки – схемы, доска, краски – гуашь (белого и красного цвета, альбомные листы, кисти, вода.
Ход занятия
1. Организационный этап:
(Приглашаю детей на середину комнаты, обращаю внимание на гостей. Дети здороваются с гостями)
Приветствие:
Становись скорее в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Настроение у нас отличное,
А улыбки дело привычное.
Пожелаем друг другу добра
Ведь занятие начинать нам пора!
(Дети садятся на стулья поставленные полукругом)
Подготовительный этап:
- Дети, посмотрите, это портрет писателя Николая Ивановича Сладкова.
Николай Иванович Сладков писал очень интересные рассказы о тех, кто бегает, ползает, летает, плавает, в том числе о разных загадках природы,
– Хотите послушать одну загадочную историю?»
Рассказ называется «Красный снег».
Я сейчас прочитаю первую часть рассказа «Красный снег».
Основной этап
.
Красный снег
Высадились на остров полярники и ахнули: у скал лежал… красный снег! Песец протрусил – за ним красная строчка следов, куропатки пробежали – красными крестиками наследили.
Слепили снежок из снега – розовый! Скатились на лыжах с горки – позади полосы красные. Хоть глазам не верь!
- Дети, а вы знаете, кто такие полярники? (ответы детей)
Да, правильно, это путешественники,исследователи, люди, которые работают на северном полюсе и на Антарктиде.
Что такое скалы?
А как понять «высадились на остров»(Ответы детей) показываю картинку)
- Кто такой песец? Как вы понимаете «песец протрусил?»
- Кто такие куропатки? (показываю картинку)
- Я сейчас еще раз прочту эту часть рассказа и одновременно буду показывать небольшие схемы- картинки, а вы внимательно слушайте, смотрите и запоминайте! (сопровождаю чтение рассказ показом картинок- схем)
- Вы все внимательно прослушали загадочную историю, а теперь я вас прошу подумать над отгадкой. Как вы думайте, почему снег оказался красным?
(Выслушиваю все версии и читаю отгадку.)
.
Но глазам верить надо. Красным снег стал потому, что разрослась в нем от весеннего тепла и солнца особая красная водоросль. И снег… зацвел! Только-то и всего.
- А сейчас, я еще раз вам прочитаю отгадку. Но на помощь опять приглашу мои волшебные картинки – подсказки, они помогут вам лучше запомнить эту интересную историю.
(еще раз читаю отгадку, сопровождая чтение показом картинок схем)
«Сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Представьте,что мы с вами полярники и сейчас отправимся в путешествие на остров в заполярье. Полетим мы с вами на самолете.
Физминутка.
«Самолёт»
Рука в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
(бегут по кругу на носочках, руки в стороны)
Правое крыло вперёд,
(поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд,
(поворот через левое плечо)
Полетел наш самолёт.
(бегут по кругу, расставив руки в стороны)
Игра – импровизация.
Мы высадились на остров. И что мы увидели? (красный снег).Мы, ахнули!
Удивились! Давайте покажем как мы удивлены (Дети мимикой, жестами показывают «удивление»)
-Сережа у нас будет песец! (надеваю маску-шапочку песца)
«Песец протрусил»(ребенок показывает как бежит песец)
- Девочки превратились в куропаток (надеваю маски)
«куропатки пробежали – красными крестиками наследили».
(девочкам надеваю маски, они изображают бег куропаток)
- А теперь слепим снежки из красного снега, рассмотрим их, бросим, пытаясь попасть в скалу.
- А сейчас давайте поступим так. Я загадаю вам загадку, то есть расскажу первую часть истории, глядя на наши картинки подсказки, а кто- то из вас расскажет отгадку, тоже с помощью наших картинок! Согласны?
(2-3 ответа)
А теперь кто-то из вас будет загадывать загадку, а кто-то рассказывать отгадку(1-2ответа)
Кто сможет рассказать весь рассказ «Красный снег»? (1-2 рассказа)
Физминутка Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали / Выпрямится.
И на месте зашагали. / Ходьба на месте.
На носочках потянулись, / Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. / Прогнуться назад, руки положить за голову.
Как пружинки мы присели / Присесть.
И тихонько разом сели. / Выпрямится и сесть
Дети, а сейчас давайте с вами на память о нашем путешествие «сфотографируем» красный снег! Но у нас с вами нет фотоаппарата! Что же нам делать? Правильно, его можно зарисовать.
Возьмите каждый свой стул и пройдите к столам. (На столах – краски, кисти, вода, салфетки, половина альбомного листа.)
(Рассказываю и показываю как надо рисовать.)
Для того чтобы нарисовать красный снег, нужно смочить кисть в воде, набрать на одну сторону кисти много белой краски, а на другую сторону немного красной краски. Плавными движениями слева - направо, будем равномерно закрашивать весь лист бумаги, до тех пор, пока есть на кисти краска. Затем снова наберём много белой краски и немного красной, и докрашиваем так до конца. Вот у нас получился красный снег!
(дети самостоятельно рисуют)
Рефлексия
- Какие, замечательные у вас получились рисунки – фотографии! Скажите мне, кому вы их покажите, подарите? Хорошо, я вам предлагаю не только показать рисунки, но и рассказать рассказ, который называется. ?
А почему стал снег красным? В какое время года снег бывает красным?
Вам понравилось наше путешествие? Нам пора возвращаться домой! Возьмите свои рисунки, вставайте из-за столов и полетели домой!
Физминутка.
«Самолёт»
На этом наше путешествие закончились, мне очень понравилась, а вам?
Спасибо вам всем.