Татьяна Цибульская
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повторение и закрепление пройденного материала по обучению грамоте.
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить умение детей делить слова на слоги разными способами (с помощью хлопков, шагов).
• Продолжать учить детей составлять предложения, опираясь на слова, предложенные педагогом.
• Формировать умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными.
• Формировать фонематическое восприятие: способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.
• Развивать речь детей.
Воспитывающие:
• Воспитывать отзывчивость, дружелюбие, взаимовыручку.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми: деление слов на слоги, составление предложений из двух, трёх слов, дидактическая игра «Рыболов», словесная игра «Заблудился звук».
Материал и оборудование: макет печки, картинки с изображением выпечки, дорожка из дермантина (3 шт., макет «Яблонька» (авторское пособие, картинки с изображением рыбок, игра «Заготовки на зиму», книга «Сказки», мультимедийное оборудование, ноутбук, 1 магнитная доска.
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: подгруппа 10 детей.
Организация детей:
1. Стоят около педагога полукругом.
2. Стоят около печки полукругом.
3. Стоят полукругом около яблоньки.
4. Стоят около речки произвольно.
5. Стоят в кругу с педагогом.
6. Стоят около педагога полукругом.
Ход НОД:
Вводная часть.
Логопед приходит с книгой «Сказки».
Л: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Сергеевна, я работаю учителем-логопедом в другом детском саду, пришла с вами поиграть. Хотите вместе со мной отправиться в волшебный мир сказки?
Д: Да.
(Если ребёнок ответит «нет», спрошу: «Ты не любишь сказки? Почему?».
Р: Мне дома их не читают (они не интересные).
Л: Давай, мы с ребятами попробуем убедить тебя, что сказки очень интересны. Для этого ты должен вместе с нами отправиться в сказку.)
Л: А в какую сказку мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
У Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Д: «Гуси – лебеди».
Л: Молодцы, ребята! Отгадали сказку!
А теперь вокруг себя покружитесь
И в сказке очутитесь!
Основная часть.
Видеозапись от лица Алё нушки: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аленушка, моего братца унесли гуси-лебеди. Я не знаю, где его искать. Помогите мне найти братца!»
Л: Поможем ребята, Алёнушке
Братца ей вернуть обратно?
Д: Да, поможем, конечно.
Л: Нам нужно Иванушку срочно найти
Но ждут нас преграды на нашем пути.
Л: А вот и печка стоит на пути. Давайте попросим печку помочь нам.
Д: Помоги нам Ваню найти, его гуси унесли, и т. д.
Л: Печка – голубушка,
скажи-ка нам ты,
Куда гуси улетели,
Куда Ваню унести посмели?
Звукозапись Печки: «Я вам скажу, куда гуси полетели, если выполните моё задание. Подрумянилась моя волшебная выпечка, её нужно достать и поделить названия выпечки на слоги».
Л: Ребята, выполним задание печки!
Д: Да. Выполним. Постараемся.
Достаю «из печки» поднос с картинками.
Л: Посмотрите, ребята, здесь и хлеб, и батон, и ватрушки, печенье, кекс, булочки, эчпочмаки и т. д.
Раскладываю картинки на большом подносе.
Л: Возьмите каждый по картинке. Имя ребенка, выбрал …батон, и т. д.
Разделите слова на слоги. Выполняйте задание. Подумайте… Ребята, у кого слово состоит из одного слога, поднимите картинки.
Дети поднимают картинки, я прошу назвать слово вслух.
Л: Молодцы! Сейчас, поднимите картинки, у кого слово состоит из двух слогов, из трех.
При затруднении предлагаю детям помочь друг другу.
Л: Молодцы, ребята! Положите картинки. Давайте послушаем, что нам скажет печка.
Звукозапись Печки: «Молодцы, ребята! Выполнили моё задание. Идите дальше по тропинке к яблоньке».
Идём дальше.
Л: Ребята, вы видите Яблоньку? Давайте, к ней поспешим.
Подходим к яблоньке.
Л: Ребята, попросите помощи у яблоньки.
Д: Помоги нам яблонька, укажи дорогу, и т. д.
Л: Яблонька, ты подскажи
Нам дорогу укажи
Помоги гусей догнать
У них Ваню отобрать.
Звукозапись Яблоньки: «Я подскажу вам дорогу, если вы выполните мое задание. Поспели мои волшебные яблочки. Вы спросите, почему они волшебные? Да потому, что на каждом из них нарисованы картинки. Сорвите яблочки и придумайте предложения, в которых будут использоваться названия изображённых на картинках предметов».
Л: Ребята, вы поняли задание?
Дети срывают с дерева яблоки.
Л: Кому не хватило яблок, мы с вами будем считать, количество слов в предложении. Л: На моем яблочке изображен гусь. Я придумала следующее предложение: «Дикий гусь летит по небу.» В этом предложении 5 слов.
Задание выполняют дети.
Л: Кто первым составил предложение? Ребята, сколько слов в этом предложении? Молодцы! Кто следующий? и т. д. Молодцы!
Звукозапись Яблоньки: «Спасибо, ребята, с заданием вы справились. Идите дальше, на пути вам встретится речка, она вам подскажет, куда идти дальше».
Идём дальше.
Л: Смотрите, ребята, мы дошли до речки. Давайте спросим у речки, куда гуси-лебеди полетели?
Д: Печка, куда гуси-лебеди полетели?
Л: Речка, реченька, река
Не видала ль, ты куда
Гуси-лебеди летели
Приземлились где иль сели.
Звукозапись Речки: «Я, конечно, помогу, путь дорогу укажу. Но сначала помогите вы мне. Выполните задание: в моих водах водится много рыбы. Скажите, как она называется, и определите первый звук в каждом названии. Удачи вам, ребята.»
Л: Ребята, вы поняли задание речки? Тогда приступаем к его выполнению. Назовите рыбу, которую вы знаете. Какой первый звук в слове щука? и т. д.
Дети выполняют задание.
Л: Молодцы, ребята! Справились с заданием речки.
Звукозапись Речки: «Спасибо, вам ребята! Идите дальше по тропинке, она укажет вам путь».
Л: Смотрите, ребята, избушка. Как вы думаете, кто в ней живет?
Д: Баба Яга.
Л: Ребята, а я знаю про Баба Ягу весёлую песенку, давайте её споём, может тогда Баба Яга подобреет и отдаст нам Иванушку!
Движения повторяйте за мной. (под музыку «Замечательный сосед»)
В темном лесе есть избушка, (шагают)
Стоит задом наперед. (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая, какая (грозят пальцем)
Дыбом волосы стоят. (показывают)
Видеозапись Бабы Яги: «Кто это меня потревожил. За Иванушкой пришли? Не отдам вам его просто так. Сначала выполните мои трудные задания. Первое задание – игра на внимание. В стихотворениях заблудились звуки, нужно определить, какие именно звуки заблудились. Итак, слушайте:
Здесь хорошее местечко,
Протекает мимо печка». (звук «рь»).
Л: Ребята, какой звук заблудился в стихотворении?
Д: Заблудился звук «рь».
Куклу, выронив из рук,
Маша мчится к маме,
там ползет зелёный лук
с длинными усами. (звук «ж»).
Л: Ребята, вы догадались какой звук заблудился?
Д: Заблудился звук «ж».
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи? (звук «г»).
Л: Ребята, какой звук заблудился в этом стихотворении?
Д: Заблудился звук «г».
Видеозапись Бабы Яги: С первым заданием вы справились! А со следующим вряд ли справитесь: наварила я на зиму варенья и компотов, на каждую банку наклеила картинку, с изображением ягод, из которых они сварены. Определите по картинке название каждого варенья и компота.
Л: Первой это трудное задание попробую выполнить я. На банке с вареньем нарисована ежевика, значит, варенье называется ежевичное. На банке с компотом нарисована груша, значит компот грушевый.
Д: На банке с вареньем нарисовано яблоко, значит, варенье называется яблочное.
Дети по очереди называют варенье и компот.
Видеозапись Бабы Яги: «Молодцы ребята, раз вы выполнили все мои задания, так и быть, забирайте своего Иванушку».
Л: Вот и сказке конец. Добро как всегда победило зло. Иванушка вернулся домой.
Видеозапись Алё нушки и Иванушки:
И: Спасибо вам, ребята, что спасли меня и помогли вернуться домой.
А: За вашу отзывчивость, смелость и взаимовыручку в конце вашего путешествия вас ждет сюрприз.
В сказку, дружно, загляните,
И сюрприз вы там найдите.
И и А: До свидания, ребята!
Заключительная часть.
Л: Ребята, какое доброе дело мы сделали сегодня?
Д: Мы помогли Алёнушке найти братца, которого унесли гуси-лебеди.
Л: Какие задания вам показались трудными? Чьи задания были самыми интересными? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Д: Потому что мы умные, дружные, смелые, отзывчивые.
Л: Ваши знания и умения, дружба и сплоченность помогли преодолеть все трудности, которые нам встречались на пути. Вы можете всегда прийти на помощь тому, кто в этом нуждается. Молодцы! Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся!
Вокруг себя покружитесь,
И в детском саду окажитесь!
Ребята, мы чуть не забыли про слова Аленушки! Давайте заглянем в книгу «Сказки».
Дети вместе с логопедом открывают книгу и достают книжки со сказками.
Л: Ай-да, Алёнушка, какие замечательные подарки приготовила, спасибо ей за это. А мне, ребята, пора возвращаться в свой детский сад. До свидания, ребята!