Елена Федюнина
Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности : рассматривание пейзажной картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Программное содержание:
- закрепить умение рассматривать и понимать содержание картины;
- отвечать на вопросы пользуясь разными типами предложений;
- воспитывать интерес к рассматриванию пейзажной картины, любовь к природе.
Активизация словаря: золотая, жаркая, пышная, краса, багрец.
Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей (Вову А. ,Машу С).
Подготовка: продумать план активизации детей на занятии.
Публикация «Конспект руководства образовательной деятельностью по речевому развитию в старшей группе» размещена в разделах
Ход образовательной деятельности:
В-ль: Дети я вам хочу прочитать строчки из стихотворения А. С. Пушкина, они мне очень понравились, вот послушайте:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Мне в этом стихотворении очень нравятся такие слова: багрец и краса. А давайте вполголоса повторим и запомним эти слова- багрец, краса.
Вот так красиво о красоте осени могут рассказывать не только поэты, но и художники.
А теперь ребята обратите внимание на доску. (На доске висит портрет Л. Н. Толстого.)
В-ль: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с художником пейзажистом Исааком Левитаном. На окраине России в небольшом литовском селе Кибарты в небогатой семье родился великий, неповторимый художник - пейзажист Исаак Ильич Левитан. Он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать какой-нибудь закат или восход. Любовь к природе, ее красота навсегда покорили сердце художника.
В-ль: Сегодня мы рассмотрим картину, которую написал художник. Эта картина называется «Золотая осень».
Однажды, ранней осенью И. Левитан отдыхал в деревне. Был ясный, солнечный день. Он решил прогуляться по осеннему лесу. Как обычно он взял с собой мольберт, краски, кисти и отправился в лес. Долго бродил художник по лесным тропинкам. Под ногами тихо шуршала листва. Наконец, он вышел к реке, поднялся на холм и замер от удивления и восторга. Перед ним открылась изумительная картина. Художник достал мольберт и стал писать картину.
В-ль: Посмотрите, что хотел сказать художник написав эту картину? (осень - красивое время года, золотая пора, жаркая, пышная) Давайте дети вполголоса повторим- золотая пора, жаркая, пышная.
-А как вы думаете, почему он назвал ее «золотая»? (начало осени, листья на деревьях
они совсем золотые. Их яркая золотисто – желтая окраска придает картине особую прелесть).
-Посмотрите, какие березки нарисованы? (березы белоствольные, тонкие, молодые, стройные, группа березок - роща).
-А какого цвета трава на лугах (она коричневато-зеленая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла).
-Что вы можете рассказать о речке (ближе к нам она синяя, даже немного фиолетового цвета, а вдали она голубая).
-Посмотрите на небо на картине. Какое оно (голубое, с легкими белыми облачками)
-А что еще вы видите на картине? (вдали видны крестьянские домики, они маленькие и
темные, виднеется зеленое поле).
-А какая погода бывает осенью (пасмурная, хмурая, дождливая,теплая, солнечная)
-Художник назвал эту картину «Золотая осень», а вы бы как назвали? («Березовая роща», «Осень», «Осенний день») .
-Чем отличаются деревья? (на двух осинках листочки почти все облетели. А у берез листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево- оранжевая. Вдали зеленеют ивы)
-А как вы представляете этот уголок природы зимой? (кругом сугробы, речка покрылась льдом, заснеженные деревья, тишина).
-А если бы вы оказались возле этих березок? (Прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. Трава начинает сохнуть и вянуть. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега. Осенний воздух свеж и прозрачен).
Физкультминутка:
Мы листики осенние, на ветках висели.
Дунул ветер – полетели (разбежались по группе во все стороны)
И на землю тихо сели. (сели на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (встали руки вверх)
Закружились, полетели (по всей группе)
И на землю тихо сели. (присели)
В-ль: Ребята, а сейчас послушайте рассказ писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова «Лес осенью».
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.
Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
В-ль: Ребята, о красоте осеннего леса могут рассказывать не только поэты, художники, но и композиторы. Послушайте произведение П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
В-ль: Ребята, с каким художником мы с вами сегодня познакомились? Как называется его картина?