Анастасия Аникина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Свойства стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе
(с использованием мнемотаблицы и игр по Триз-технологии)
Аникина Анастасия Александровна
Цель: знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи:
- учить выявлять свойства стекла, называть их;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Свойства стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- обогащать речь детей существительными, обозначающими стеклянные предметы; прилагательными, характеризующими свойства и качества стекла;
- упражнять в подборе существительных к прилагательным;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
- упражнять детей в составлении рассказа о свойствах стекла (с опорой на мнемотаблицу);
- воспитывать бережное обращение с предметами, сделанными из стекла.
Словарная работа: Прозрачное, светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, скользкое, бьется, хрупкое, толстое и тонкое стекло; лампочка, стакан, графин, ваза, бутылка, очки, салатница, флакон, пробирки.
Материалы и оборудование:
Костюм Карлсона, фишки-наклейки, салфетки, предметы из стекла : тонкие и ребристые стаканы, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки, часы и т. д., карточки к игре "На что это похоже?", цветные фишки, стеклянные стаканчики, ведёрко с водой, металлические палочки, мнемосхема "Свойства стекла", стеклянные сувениры детям.
Ход НОД:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
В группу заходит грустный Карлсон (ребёнок, здоровается с детьми.
Воспитатель:
- Здравствуй Карлсон. Что ты делаешь у нас в детском саду?
Карлсон рассказывает детям свою историю
Карлсон:
- Малыш подарил мне большую банку с малиновым вареньем. Я довольный и радостный летел к себе домой на крышу, но засмотрелся на пролетающую мимо птичку. Банка выскользнула у меня из рук и, упав на дорогу, разбилась. Все варенье растеклось. Я очень опечален, ведь это моё любимое лакомство. Во всём виновата стеклянная банка. Почему она разбилась? Что же такое стекло? Каковы его свойства?
Воспитатель предлагает детям помочь Карлсону разобраться в свойствах стекла и приглашает всех в экспериментальный уголок.
Воспитатель:
- Сегодня у нас в экспериментальном уголке находятся предметы, которые сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. Но, я хочу познакомить вас с главными правилами:
1. без разрешения предметы не брать!
2. за правильный ответ или правильно выполненное задание я вам буду на одежду наклеивать фишки.
Воспитатель подводит детей к столу. Предметы на столе закрыты салфеткой.
Воспитатель поднимает салфетку. Дети видят разные предметы из стекла.
Упражнение "Назови предмет"
Воспитатель предлагает детям назвать предметы, которые стоят на столе, используя слова стеклянный, стеклянная, стеклянное.
За правильные ответы детям наклеиваются фишки.
Игра «На что это похоже»
Воспитатель показывает карточки с изображёнными на них схемами, дети высказывают свои варианты.
Например:
шарик стеклянный, … очки стеклянные, …
стакан стеклянный, … окно стеклянное, … и другие.
Воспитатель:
- Молодцы, дети, столько интересных вещей увидели.
За правильные ответы детям наклеиваются фишки.
Игра "Какое стекло?"
Воспитатель предлагает ребятам взять стеклянные изделия в руки, определить, какое стекло на ощупь (гладкое, холодное, скользкое и т. д).
Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого.
За правильные ответы детям наклеиваются фишки.
Воспитатель:
- Давайте узнаем следующее свойство стекла.
Воспитатель опускает в стакан цветную фишку.
Воспитатель:
- Дети, что в стакане? (цветная фишка)
- А как вы узнали, что в стакане цветная фишка? (стекло прозрачное)
- Проверьте прозрачность стекла. Подойдите к столу, опустите в стаканчики цветные фишки.
- Почему мы видим, что у нас лежит в стаканчиках? (потому, что стекло прозрачное).
- Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла, стёкла в машинах, градусники, аквариумы и др.
За правильные ответы детям наклеиваются фишки.
Физкультминутка "Отражение в стекле"
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья -
Раз, два, три-
И снова повтори!
Воспитатель подводит детей ко второму столу. Предметы на столе закрыты салфеткой. Воспитатель поднимает салфетку. Дети видят предметы из цветного и светлого стекла.
Воспитатель:
- Чем отличаются стеклянные предметы на этом столе? (цветом)
- Стекло бывает светлое, но бывает и цветное.
- Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе. Определите их цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д)
За правильные ответы детям наклеиваются фишки.
Воспитатель:
- Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? (оно разобьётся)
- Значит, стекло какое? (хрупкое, легко бьётся)
- Будем проводить опыт?
- Конечно нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия.
- Как же надо обращаться со стеклянными изделиями? (Изделия из стекла нельзя бросать, в стеклянное окно нельзя бросать камень, мяч.)
- Как надо собирать разбитое стекло? (Веником на совок смести, в перчатках собирать.)
- Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.
Гимнастика для глаз
(на слайдах стеклянные предметы падают и бьются)
Воспитатель раздаёт детям маленькие стаканчики. Наливает в них воду.
Воспитатель:
- Пропускает ли стаканчик воду? (нет)
- Значит стекло какое? Водонепроницаемое!
- Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук.
Воспитатель предлагает детям вылить воду из своих стаканчиков в ведёрко. Раздаёт им металлические палочки. Предлагает ими легко ударить по своим стаканчикам. Послушать звуки.
За правильные ответы и задания детям наклеиваются фишки.
Игра из Триз-технологии "Хорошо - плохо"
Воспитатель:
- Разбилась старая стеклянная ваза. (Это хорошо, потому, что теперь можно купить новую вазу. Это плохо, потому, что осколки могут ранить человека)
- В детской комнате на двери цветное стекло. (Это хорошо, потому, что дверь стала красивой. Это плохо, потому, что через цветное стекло плохо видно, чем занимается маленький ребёнок в комнате) и другие.
За правильные ответы детям наклеиваются фишки.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня вы познакомились со свойствами стекла.
- Давайте ещё раз расскажем о них Карлсону. А поможет вам мнемосхема.
Воспитатель достаёт мнемосхему "Свойства стекла"
Упражнение "Составь рассказ о свойствах стекла"
Ребята с опорой на мнемосхема рассказывают Карлсону о свойствах стекла.
Карлсон:
- Спасибо вам ребята. Теперь я знаю свойства стекла. Впредь буду очень аккуратно обращаться со стеклянными предметами.
Карлсон улетает.
Воспитатель:
- А теперь посчитайте свои фишки на одежде (дети считают).
- Вы все старались, отвечали на вопросы. Молодцы!
- В подарок вам всем я дарю маленькие стеклянные предметы.
Дети получают подарки.