Надежда Костина
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «В гости к Зимушке-зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» г. Пласта
Конспект Нод по развитию речи в старшей группе на тему:«В гости Зимушке – зиме»
Воспитатель: Костина Н. Н.
Программные задачи:
Обучающие: Упражнять детей в подборе родственных слов, совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными; образовывать множественное число существительных, обозначающих детёнышей животных;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „В гости к Зимушке-зиме“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Закрепить умение детей заканчивать предложение в стихотворении, подбирать слова по смыслу, находить рифму по образцу; загадывать и отгадывать загадки; закрепить названия птиц, понятия «зимующие», «перелётные»; закрепить названия зимних месяцев.
Воспитательные: Воспитывать умение слышать взрослых и ответы детей.
Активизировать слова: оттепель, трескучий, жгучий.
Материалы и оборудование: Письмо, снежинки с заданиями, снежный ком - мяч, имитация зимнего леса, презентация с картинками.
Ход образовательной деятельности:
Предлагаю детям пойти в гости к зимушке – зиме. Одеваемся потеплее (имитирование) и идём по коридору. Неожиданно находим снежинку, к снежинке привязано письмо. Обращаю внимание, что же в письме? Пишет зима: «Дорогие дети! Я слышала, что вы собрались ко мне в гости, но попасть в мой дом нелегко, злой колдун заколдовал меня. Если вы выполните задания и откроете ворота, чары исчезнут, и я смогу выйти». (Задание находим на поляне, возле пня).
Пальчиковая гимнастика «Снежинка».
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму и снег и снежинки люблю! (ритмичные удары пальцами левой руки,
начиная с указательного, по правой ладошке, потом наоборот). Но где же снежинки? В ладошке вода. (сжать пальцы в кулак и разжать в ответ) Куда же исчезли снежинки? Куда? (сжать пальцы в кулак и разжать в ответ). Растаяли хрупкие льдинки – лучи… (мелкие потряхивания расслабленными кистями рук). Как видно, ладошки мои горячи!
I - снежинка, на ней задание.
Отгадайте загадки.
1. Вился, вился белый рой. Сел на землю – стал горой. Что это? Дети: Это снег. (картинка на экране). В: А есть ли у слова снег родственные слова? Дети: Снеговик, Снегурочка, снежок, снежинка, подснежник. (картинки). В: Как можно красиво сказать о снеге? Дети: белый, пушистый, серебристый, искристый, разноцветный, снег рассыпчатый. В: Какой снег бывает в морозную погоду? Дети: Снег сухой, рассыпчатый. Из такого снега ничего не слепишь. В: Когда снег бывает мокрым? Дети: В тёплую погоду снег бывает мокрый, липкий. Из него можно лепить снежки, снеговика. В: Зимой тёплая погода называется оттепель. (закрепляем это слово) (Картинка – оттепель)
2. Вырос лес, белый весь, на коне в его не въехать и пешком не войти. (Морозный узор на окне)
3. Какой это мастер на окна нанес и листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)
В: Какой бывает мороз? Дети: Мороз бывает сильный, мороз бывает злой, мороз бывает жгучий, мороз бывает трескучий, мороз бывает суровый.
В: Послушайте стихотворение Н. Некрасова «Мороз – воевода» и ответьте на вопрос: Какие владения обходит Мороз – воевода?
Не ветер гуляет над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит, хорошо ли метели
Лесные тропы замели?
И нет ли где трещинки, щели?
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины?
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованны льдины
В великих и малых водах?
Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде.
Не яркое солнце играет
В косматой его бороде…
В: Какие владения обходит Мороз – воевода?
Дети: Лесные тропы, скованны ли льдины, сосен верхушки, по деревьям шагает.
В: Молодцы, с первым заданием вы справились!
II - снежинка, на ней задание.
На экране картинки животных.
В: Эти звери живут в нашем лесу, назовите их.
Дети называют животных: заяц, лиса, волк, лось, белка, рысь.
В: Как можно назвать этих животных одним словом?
Дети: Это дикие животные.
В: У каждого животного есть детёныши, назовите их.
Дети: У лисы – лисята. У зайца – зайчата, у волка – волчата и т. д.
В: Знаете ли вы загадки о диких животных? (одни дети загадывают, все отгадывают)
Физкультминутка «Олень»
(с показом движений)
У оленя дом большой.
Он сидит, глядит в окно.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучит:
«Стук – стук! Дверь открой!
Там, в лесу, охотник злой!»
Зайка, зайка, забегай - ка,
лапу мне давай.»
В: Дети, каких животных, которые живут в нашем лесу, на экране нет?
Дети: Нет медведя, ежа.
В: Почему их нет?
Дети: Медведь и ёж зимой спят.
В: Где спит медведь?
Дети: Медведь спит в берлоге.
В: Как называют детёнышей медведицы?
Дети: У медведицы – медвежата.
Предлагаю послушать стихотворение П. Воронько «Медвежата», только читать его будем вместе, я начинаю, а вы заканчиваете.
Есть в лесу под ёлкой хата,
Там уснули медвежата.
А меньшой не хочет спать,
Маме стал надоедать
Капризуля косолапый просит:
«Ужин мне состряпай!
Принеси скорей сюда
Мёду, рыбки из пруда. »
«Баю – баю, надо спать –
Напевает сыну мать –
Ты уснёшь, и сон придёт,
Всё в корзинке принесёт!»
Пока играли, звери на экране спрятались, обращаю на это внимание.
Д/и «Где спрятались звери?» Предлагаю поиграть со снежком. Бросаю снежок и задаю вопросы, где спрятались звери?
Дети отвечают: Белка – в дупле, лиса – в норе, медведь – в берлоге, волк – в логове, и т. д.
Д/и «Подумай и скажи»
В: Подберите рифму к словам: лиса, заяц, волк, мишка.
Дети: Лисичка – сестричка;
Зайка – зазнайка, попрыгай –ка, побегай – ка;
Волк – зубами щёлк;
Мишка – шалунишка, торопыжка, топтыжка.
В: Молодцы, со вторым заданием справились, осталось еще одно.
III - снежинка, на ней задание.
Д/и Найди лишнюю птицу». На экране птицы: снегирь, синица, свиристель, воробей, ласточка, ворона, сорока.
В: Какая из птиц лишняя и почему. (Закрепляем понятия зимующие, перелётные).
В: Молодцы, все задания выполнили, осталось открыть ворота.
Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем.
В этот домик приглашаем.
Ворота открылись, выходит Зима, приветствует детей, дети отвечают. Зима благодарит детей за то, что сняли с неё чары колдовские и она может обойти свои владения, ведь немного ей осталось гостить у нас. Зима: Знаете ли вы зимние месяцы? Дети: Декабрь, январь, февраль. Декабрь – году конец, зиме начало. Январь – году начало, зиме – середина. Февраль – последний месяц зимы. В феврале зима с весной встречается.
Зима хвалит детей за знания, спрашивает, трудные ли задания выполняли дети, чтобы её расколдовать? Какие задания? Дети перечисляют.
Зима угощает детей снежными комочками (из вафель) или мороженым.