Лариса Фарносова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Прогулка в зимний лес» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в зимний лес
Программное содержание :
Познакомить детей с репродукцией картины И. Грабаря «Февральская лазурь», помочь понять ее содержание, прививать интерес к классическому наследию русской художественной школы.
Уточнить знания о строении березы и ее отличительных особенностях.
Продолжать учить сочетать различные техники при передаче выразительного образа зимней березы.
Совершенствовать умения и навыки работы с кистью, гуашью, палитрой.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Усилить эмоциональное восприятие природы, доставить детям эстетическое удовольствие через синтез игры, музыки, поэзии, живописи.
Активизировать словарь за счет слов и выражений: березняк, бахрома, лазурь, репродукция, «распустились кисти белой бахромой», «горят снежинки в золотом огне».
Воспитывать художественный вкус, потребность в общении с природой, желание любоваться окружающим миром.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукции картины «Зимнее солнце» К. Ф. Юон
Беседа о разновидностях леса.
Разучивание физкультминутки.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Словарь: бахрома, лазурь. Активизация в речи эпитетов, сравнений.
Оборудование: муз. центр, два мольберта, CD-диск с записью р. н. м. «Во поле береза стояла»
Демонстрационный материал: репродукция картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; четыре снежинки; незаконченный образец для показа техники рисования.
Раздаточный материал:
- разноцветные платочки для танца;
- тонированные листы бумаги А-4 на каждого ребенка;
- кисти двух размеров (№ 1 и № 5);
- салфетки, стаканчики с водой, палитры;
- белые бумажные салфетки;
- клей-карандаш
Ход НОД:
Воспитатель обращается к детям: «Ребята, какое сейчас время года? (Зима). Хотите совершить прогулку в зимний лес? А как мы можем это сделать, не выходя из детского сада? (Дети предлагают свои варианты). Все вместе приходят к мнению, что можно отправиться в воображаемый лес. Представьте, что мы в лесу. Как светло и солнечно вокруг. Постаралась волшебница-зима, укутала деревья в снежное покрывало, посеребрила ветки. Снег переливается, искрится на солнце, будто мы попали в сказочное королевство, где прямо под ногами груды золота и серебра».
Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит
Слева – елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
Искрятся и серебрятся.
Воспитатель: Ой, какая изумительная, кружевная снежинка прилетела к нам. Эта снежинка не простая, а с посланием. Читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам волшебница-зима. Добро пожаловать в мой зимний лес. Я хочу, чтобы во время прогулки вам было весело и интересно. Поэтому приготовила для вас увлекательные задания. О них вы узнаете от моих снежинок-подружек. Цифры вы уже знаете. Снежинок будет всего три. В добрый вам путь!
Воспитатель: Как вы думаете, мы сможем справиться с заданиями волшебницы-зимы. Вообразите, что мы оказались на лесной поляне. Может здесь мы найдем снежинку с заданием (Дети находят снежинку около мольберта с репродукцией картины.)
Воспитатель читает первое задание: «Вы попали в мой музей – пишет волшебница-зима. Здесь я собираю самые красивые картины о природе. Как называются картины, на которых изображается природа во всей своей красе? (Пейзажами.) Какие пейзажи вы уже рассматривали?
Сегодня мы познакомимся еще с одним зимним пейзажем. Перед вами репродукция картины Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Подумайте, где однажды побывал художник? (В березовом лесу.) Как можно иначе назвать березовый лес? (Березняк.)
На картине Игоря Грабаря все пронизано солнцем. Оно отсвечивает золотистыми бликами на стволах и ветках берез, а синие тени на голубом снегу подчеркивают ясность солнечного дня.
Какие еще цвета и оттенки можно увидеть на картине? (Розовый – деревья, лес вдалеке; коричневый -)
Обратите внимание на фантастическую красоту февральского неба. Художник изобразил небесную лазурь. Лазурь – это природная светло-синяя краска. Такое небо особенно впечатлило художника, поэтому он назвал свою картину «Февральская лазурь».
Как красивы березы, ажур их ветвей. Какой вы видите березу, изображенную на переднем плане картины? Какая она по строению? Назовите отличительные признаки берез. Какие чувства у вас вызвала эта картина?
Давайте поищем вторую снежинку. Читает задание № 2: «Пора вам немного погреться – потанцевать – предлагает нам волшебница-зима». Берите каждый по платочку, представим себя в образе березок. Поможет нам в этом р. н. м. «Во поле береза стояла…»
А теперь отдохнем в зимней беседке. Красоту березы воспевали не только музыканты, художники, но и поэты. Послушайте отрывок из известного стихотворения поэта С. Есенина «Белая береза» (два четверостишия).
Вопросы: С чем поэт сравнивает снег в стихотворении? (С серебром, бахромой.) Какими словами описывает необыкновенную красоту берез? Как понимаете выражение «распустились кисти белой бахромой?» Бахрома – это тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, кистей.
Последняя, третья снежинка привела нас в мастерскую волшебницы-зимы. Воспитатель читает: «Вот мое самое последнее задание. Я предлагаю вам создать в рисунках интересные образы берез. Поможет вам в этом мой рисунок-подсказка».
Вопросы: С чего начнем рисовать? (Изобразим линию горизонта.) Какие цвета и оттенки будем использовать при изображении снега? С чего начнем рисовать дерево? (Сначала нарисуем широкой кистью ствол, потом толстые ветки. Тонкие веточки нарисуем тонкой кистью.) Какие цвета и оттенки подберем для изображения ствола, веток. Везде ли будет одинаков их цвет? Как можно получить оттенки розового, серого цвета? Где будем смешивать краски?
Выразительность березке можно придать с помощью блесток, салфеток. Блестки можно приклеить или насыпать на влажную краску. С помощью обрывной аппликации из салфеток можно создать образ заснеженной березки. Кусочки салфетки надо приклеить на клей. Все остальное вам подскажет ваша фантазия.
Выбирайте себе любой понравившийся цвет фона и приступайте к созданию образа березки.
Самостоятельная работа. Индивидуальная работа (воспитатель помогает согласовывать выбор фона, художественных материалов, техник).
Анализ рисунков. Про какую березу можно сказать «принакрылась снегом, точно серебром». У кого на ветках «распустились кисти белой бахромой»? На каком рисунке самая необычная береза?
Рефлексия. Замечательные березки у нас получились. Наше путешествие по зимнему лесу закончилось. Давайте вспомним, кто воспевал березу в своем творчестве. Какие замечательные полотна художников знаете? Предлагаю подарить эти рисунки волшебнице-зиме на память. Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу? Что больше всего запомнилось?