Наталья Синягина
Консультация «Принципы педагогической деятельности по воспитанию гражданственности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из целей отечественного образования, определенной в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ, 2012, является духовно-нравственное воспитание ребенка (ст. 2, п. 1)
Воспитание – это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Период детства, прежде всего дошкольного, – это время освоения норм и формирования идеалов.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Сущность воспитания как общественного явления, имеющего своим назначением формирование у подрастающего поколения отношений к окружающему миру, и его специфика, состоящая в том, что он представляет собой процесс развития этих отношений, неизменно приводят к ясному видению того, что есть закономерности, определяющие характерные признаки воспитания и предписывающие воспитателю их учитывать, организуя процесс педагогического воздействия. Эти закономерности четко выводят на основные принципы, совокупность которых и делает воспитание тем, что оно есть на самом деле, – процессом целенаправленным, специально организованным во имя поставленной цели и избранных обществом, воспитательным учреждением либо отдельно взятым педагогом стратегических и тактических задач, способствующих развитию человека.
В основу воспитания гражданственности положены следующие принципы:
– принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателей с детьми, т. к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки.
– Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родной город, родная страна, родная природа, родная культура. Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
– Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. Неоспоримо значение правильно организованной предметно-развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста. Предлагается оформить в группах зоны гражданско-патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России.
Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
– Принцип последовательности и системности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.
– Принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, например:
– праздничные утренники ко Дню пожилого человека, Дню отца, Дню матери;
– осенняя ярмарка;
– новогодний утренник;
– рождественские колядки;
– День защитников Отечества;
– масленичная неделя;
– День Победы;
– День защиты детей;
– веселые старты и др.