Марина Патрина
НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы «Волшебный мир дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель Знакомство детей со свойствами и качествами металла и дерева.
Задачи:
• образовательные - познакомить детей со свойствами и качествами металла и дерева. Учить сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.
• развивающие - развивать речь, логическое мышление, восприятие. Обогащать словарный запас детей понятиями пористый, плотный.
• воспитательные - воспитывать умение работать в малых группах.
Публикация «НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы „Волшебный мир дерева и металла“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: «чудесный» мешочек, металлические и деревянные предметы (металлический шар, деревянная ложка, металлическая и деревянная палочки, емкость для воды, цветные карандаши. Презентация «Мир металла».
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- проблемно-поисковый.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- социально – коммуникативное.
Ход НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мотивация.
Воспитатель:- Собрались все дети в круг
я твой друг и ты - мой друг.
крепко за руки возьмёмся
и друг другу улыбнёмся.
Ребята, хотите на некоторое время превратиться в сыщиков?
дети: Хотим, а что мы будем делать?
Воспитатель: Сначала найдите ответы на вопрос: " Что в этих коробках?"
Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, обнаружила возле двери вот эти коробки. На них надпись: " Открыть любознательным детям старшей группы"
Как узнать в какой коробке что находиться? (посмотреть)
А если не смотреть, каким ещё способом можно узнать? (потрогать, понюхать, определить по звуку)
(Дети ощупывают, нюхают, стучат по предметам, которые находятся в коробке и, наконец, делают вывод, что там лежат карандаши и гвозди)
Воспитатель: Из чего сделаны карандаши? (из дерева)
Из чего сделаны гвозди? (из металла)
А где растут деревья? (в лесу) Слайд№1
Что такое лес? (место, где растут деревья, кустарники, травы, цветы, живут множество животных)
Педагог: А вы знаете названия деревьев? (берёза, клён, липа, сосна,ель)
Воспитатель: Но деревья не все одинаковые : у них разные стволы, разные листья, а некоторые покрыты иголками вместо листьев. Если деревья покрыты листьями, то они (лиственные).
А если деревья покрыты иголками, то они. (хвойные)
Назовите хвойные деревья (сосна, ель)
Назовите лиственные деревья. (липа, клён, берёза).
Для чего нужны деревья, чем они полезны?
Дети: Они очищают воздух, пополняют его кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день корнями держат влагу
Воспитатель:- А чем дерево может помочь человеку? Что из него можно изготовить?
Дети:- Из дерева делают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, строят дома, делают бумагу. Слайд№2
Воспитатель:- Вы хорошие сыщики- вы нашли ответы на все вопросы, которые касаются дерева из железной руды
А теперь поговорим о металле. Я покажу вам небольшой фильм о том, откуда берётся металл.
Но сначала надо немного поразмяться:
Физкультминутка. Разминка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Демонстрируется фильм на мультимедийном оборудовании. Педагог комментирует
(Слайд№3) Железо важнейший металл. Уже 3000 лет люди добывают железо из железной руды и куют из него оружие и орудия труда. Железная руда это горная порода, содержащая железо.
(слайд№4) Его выплавляют из кусков камня при очень высокой температуре.
(слайд №5) Железную руду добывают на шахтах и нагревают вместе с углём и другими веществами в доменной печи до такой температуры, что содержащееся в ней железо становится жидким. Затем оно застывает и его используют для изготовления различных предметов из металла
Воспитатель: А что делают из металла? Какие предметы из металла вы знаете?
Дети:- Из металла делают посуду, автомобили, трубы, строительные конструкции, оружие, орудия труда.
Воспитатель:- Ребята, а вы хотите узнать, чем дерево отличается от металла? Тогда давайте, как истинные сыщики, сделаем ряд опытов. Что такое опыты? (Это наблюдение за предметом в различных условиях, чтобы получше изучить его)
У детей на столах деревянные брусочки, ёмкости с водой, металлические предметы, лупа, кисти и краски, перочинный нож у педагога
Опыт 1
Дерево непрозрачное (Рассматриванием предметы сквозь деревянный брусок)
Вывод: Дерево не прозрачное.
Опыт2
У деревянного бруска шероховатая поверхность (трогаем рукой, рассматриваем через лупу)
Вывод: дерево не гладкое, шероховатое,
Опыт3
У металлического бруска гладкая поверхность (трогаем рукой, рассматриваем через лупу)
Вывод: металл гладкий, холодный
Опыт4 Дерево твёрдое на ощупь, но если по нему провести твёрдым предметом то остаётся отпечаток. Значит металл твёрже дерева
Вывод: металл твёрже дерева.
Опыт5 металл твёрдый на ощупь, если провести деревянным предметом по металлическому - отпечатка не остаётся.
Вывод: Значит дерево мягче чем металл.
Опыт6 Каждое дерево имеет свой рисунок (рассматривают на спилах через лупу)
Опыт7 Дерево плавает. Металл тонет (работа с ёмкостями воды - погружаем деревянные и металлические бруски)
Опыт8 Дерево хорошо окрашивается (Кисть и краски)
Опыт9 Детям предлагают сломать гвоздь и спичку (Дети пробуют и делают вывод)
Вывод: Дерево твёрдое, но мягче металла, дерево не тонет в воде, не прозрачное, хорошо окрашивается, оно имеет рисунки на спилах.
Металл твёрдый, непрозрачный, тонет в воде, тяжёлый, плохо поддаётся обработке, только при помощи специального оборудования.
Воспитатель: Вы ребята, настоящие сыщики, даже не сыщики, а следопыты! Вы проделали ряд опытов и пришли к очень важным выводам, изучив свойства дерева и металла.
- Это всё эксперименты-
Интересные моменты!
Всё, всё хотим узнать
Нужно всё запоминать
Как наш опыт получился
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как, зачем, и почему!