Виктория Исраелова
Перспективный план работы по познавательному развитию с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Дата. Тема. Программные задачи. Структура занятия.
Сентябрь
Земной шар на столе.
Познакомить детей с историей появления и использования глобуса. Объяснить значение и роль цвета на глобусе (как условного символа)
-Глобус- модель Земли.
-Из истории появления глобуса.
-Земля движется вокруг Солнца.
-Почему бывают день и ночь.
-Северное и Южное полушария. Экватор.
-Северный и Южный полюса.
-Почему глобус разноцветный.
Октябрь
Портрет Земли.
Публикация «Перспективный план работы по познавательному развитию с детьми старшей группы» размещена в разделах
Познакомить детей с историей появления и использования географических карт, ролью и значением их цветовой окраски. Ввести понятие материк. Закрепить умение находить на карте географические объекты. Развивать образное мышление.
-Географическая карта-портрет Земли.
-Из истории появления географических карт.
-Обозначение на карте океанов, морей, рек, озёр.
-Обозначение гор, предгорий, равнин и низменностей.
-«Отыщи на карте».
Шесть материков земного шара.
Дать представление о материках, познакомить с их географическим положением. Рассказать об истории открытия материков, первооткрывателях. Учить видеть взаимосвязь между особенностями географического положения материка, его климатом, растительным и животным миром.
-Жаркая чёрная Африка.
-Америка-материк из двух материков.
-Австралия - самый маленький континент.
-Антарктида - ледяной континент.
-Евразия материк из двух частей света.
-«Помоги животным вернуться на свой материк».
Ноябрь
Материк Африка.
Закрепить и расширить знания детей о географическом положении Африки. Развивать представление о ландшафте (саванны, пустыни, тропические леса, климате, животном и растительном мире. Познакомить с коренным населением Африки и его образом жизни. Воспитывать уважение и интерес к людям других рас.
-Африка -самый знойный континент Земли.
-Животное царство Африки.
-Почему у негров кожа тёмного цвета?
-Традиционные ремёсла африканцев – прекрасные маски и яркие ткани.
-Египет-страна чудес.
-Видеопутешествие : «Своими глазами».
Австралия.
Закрепить и расширить знания детей о географическом положении Австралии, её открытии. Дать представление об уникальном животном и растительном мире. Рассказать о коренном населении континента- аборигенах, их образе жизни. Воспитывать уважение и интерес к людям других национальностей, их традициям.
-«Зелёный материк в синем океане» (ландшафт, климат,
история материка).
-Уникальный животный мир континента.
-История австралийской цивилизации: коренные жители и поселенцы. Традиции австралийцев.
-Видеопутешествие по Австралии.
-Домашнее задание: «Австралия- какая она?» (продуктивная деятельность для оформления фриза).
Деятельность вне занятий :
-Подбор литературы для «Полочки умных книг».
-Оформление «Альбома путешественника: Африка - какой я её вижу» (детская живопись).
-Работа в уголке интересных сообщений «А знаете ли вы, что…».
-Оформление карты-фриза «Австралия».
-Оформление странички «Экоколокола».
Декабрь
Южная Америка.
Расширить и закрепить знания детей о географическом положении Южной Америки, её открытии. Учить устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром. Рассказать о многообразии народов, населяющих материк, их традиционных занятиях, жилищах. Формировать позитивное отношение к окружающему миру, к культуре других народов.
-Южная Америка и её исследователи.
-Южная Америка – материк многих рекордов (самая длинная горная цепь в мире Анды, самая большая низменность Амазония).
-Животный мир континента.
-Страны и народы Южной Америки. Дома из пальмовых листьев. Знаменитый бразильский карнавал.
-Видеопутешествие «Узнай и назови».
-Д/игра «С какого материка растение?»
Антарктида-международный континент - заповедник.
Закрепить и расширить знания детей о географическом положении Антарктиды, истории её открытия. Учить видеть взаимосвязь между географическим положением материка, климатом, и его уникальным животным и растительным миром. Рассказать почему Антарктиду называют международным заповедником. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам Земли.
-Антарктида- макушка Земли.
-«Дерзать, искать, найти и не сдаваться» - покорение Южного полюса, история, имена.
-Ледниковый щит Антарктиды.
-Айсберги - плавающие ледяные горы.
-Знакомые незнакомцы - представители животного мира материка.
-Антарктида – материк-заповедник.
Январь
Итоговое занятие «Удивительное место на Земле».
Закрепить и систематизировать знания детей о материках: Африка и Австралия, их географических положениях. Закрепить знания детей об основных представителях животного мира континентов, коренном населении, его занятиях и традициях, образе жизни. Учить узнавать по видеосюжету пройденный материал, уточнять и расширять его содержание словесным дополнением. Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы.
-Отправление в путешествие.
-Круиз по материкам Африки и Австралии.
-Динамическая пауза.
-«Остров загадок».
-«Победила дружба».
Деятельность вне занятий :
-Подбор и ознакомление с литературой для «Полочки умных книг».
-Оформление карты-фриза Южная Америка.
-Работа в уголке интересных сообщений «А знаете ли вы, что…».
-Оформление альбома «Такие разные жилища».
-Оформление странички «Экоколокола».
Февраль
Северная Америка.
Закрепить и расширить знания детей о географическом положении Северной Америки. Учить устанавливать взаимосвязь между климатом, ландшафтом, животным и растительным миром континента. Познакомить с коренным населением – североамериканскими индейцами, историей завоевания их земель, обычаями и традициями. Воспитывать уважение и интерес к людям других национальностей, к результатам их деятельности в сфере быта, труда, культуры.
-История открытия земель. Географическое положение континента – от ледников и тундр до мексиканских пустынь.
-Географические достопримечательности (Большой каньон, Великие озёра, Миссисипи).
-Разнообразие животного мира.
-Кто такие индейцы? Почему они живут в вигвамах?
-Видеопутешествие.
-Домашнее задание:подготовить проект на тему «Чем отличаются дома в жарком климате от домов в холодном климате». .
Часть света – Азия.
Закрепить и расширить знания детей о географическом положении Евразии (более подробно её части Азии, её исследователях. Учить видеть взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром Азии. Познакомить с коренными жителями, особенностями их образа жизни. Развивать логическое мышление, основываясь на опыте детей. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к людям других рас, их обычаям, образу жизни.
-Самый крупный материк Земли – Евразия.
-Великие географические открытия.
-Географические достопримечательности –Тибетское нагорье, Гималаи, Мёртвое море.
-Животный мир азиатских пустынь и джунглей.
-Население, образ жизни и традиции.
-Китайские лодки-дома – сампаны. Отличия от жилищ африканцев.
-Видеопутешествие.
-Д/игра «На каком континенте живут в таком жилище?»
Март
Часть света - Европа.
Закрепить и расширить знания детей о географическом положении Европы как части Евразии. Учить видеть взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром континента. Дать представление о странах и народах Европы, их традициях, культуре. Закрепить знания детей о великих мореплавателях и путешественниках. Воспитывать уважение и интерес к людям других национальностей, учить видеть различия в обычаях, культурных традициях, присущих разным народам.
-Европа – часть Евразии. Географические особенности и достопримечательности.
-Климатические пояса, животный мир.
-Беседа – рассуждение «Сколько народов живёт в Европе – близкие незнакомцы».
-Великие географы прошлого (обращение к опыту детей). .
Древние цивилизации.
Дать детям представление о значении слова цивилизация. Познакомить с крупнейшими центрами древних цивилизаций, их ролью в мировой истории и культуре. Развивать у детей элементарные представления о техническом прогрессе. Продолжать развивать логическое мышление, связную речь, основываясь на опыте детей.
-Что такое цивилизация?
-Китай – родина бумаги и фарфора.
-Италия – страна великой культуры.
-Греция – «колыбель европейской цивилизации».
-Домашнее задание : «Подготовить проект : чем отличается современная цивилизация от древней».
Апрель
Древняя Греция и современные Афины
Закрепить понятие цивилизация. Развивать представление о древнегреческой культуре. Продолжать учить детей логически мыслить, сравнивать и анализировать, основываясь на собственном опыте. Воспитывать интерес и уважение к историческим и культурным ценностям, способность увидеть общее и различное между различными культурами.
-Древние памятники. Греческий театр.
-Греция – родина спартанцев и Олимпийских игр.
-Как жили и чем занимались греки в древности (одежда, ремёсла, традиции, учёные Древней Греции).
-Афины в наши дни.
-Обращение к опыту детей – с какими древними цивилизациями мы уже знакомы.
Мифы Древней Греции
Закрепить знания детей о Древней Греции. Познакомить с жанром мифа, учить видеть его отличие от других литературных жанров. Учить осмысливать и оценивать поступки мифических героев. Уточнить представление о качествах, прославляемых в мифах. Воспитывать интерес и уважение к культурному наследию человечества, способность понимать культуру других народов.
-Гора Олимп – пристанище богов.
-Как возник миф и что это такое.
-Миф о царе Эгее и сыне его Тесее.
-Беседа-рассуждение «Современные мифы – возможно ли это?
-Просмотр и обсуждение мультфильма «Аргонавты».
-Домашнее задание: нарисовать понравившийся эпизод мифа».
Деятельность вне занятий:
-Пополнение библиотеки «Полочки умных книг».
-Чтение мифов Древней Греции.
-Оформление альбома «Мифы Древней Греции».
-Работа в уголке интересных сообщений «А знаете ли вы, что…»
-Подготовка атрибутов и материалов к итоговой семейной викторине «Всё обо всём».
Май
Итоговая семейная викторина «Всё обо всём»
Закрепить и систематизировать знания детей о материках и странах, их географическом положении. Закрепить и уточнить знания детей об основных древних цивилизациях. Закрепить знания о жанре мифа. Учить узнавать по фотозагадкам пройденный материал. Прививать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать интерес и уважение к культурному наследию человечества.
Вопросы викторины, распределённые по четырём темам:
-география
-страны и народы
-из истории древних цивилизаций
-из истории мифов