Светлана Кочеткова
Конспект занятия «Знакомства со свойствами дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл – холодный, дерево – теплое, металл тяжелее дерева). Показать детям, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов. Развивать у детей способность узнавать знакомые предметы на ощупь. Продолжать учить детей определять свойство знакомых предметов. Учить загадывать и разгадывать загадки.
Публикация «Конспект занятия „Знакомства со свойствами дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Методы и приемы:
• Словесный – беседа, объяснение, использование народных песен, загадывание загадок.
• Игровой – сюрпризный момент (посылка от Петрушки.)
Предварительная работа:
• Беседы с детьми о профессии почтальон;
• Загадывание загадок;
• Словарная работа – новые слова (душистое, шпатель.)
Наглядный материал: различные предметы и игрушки, сделанные из металла и дерева (деревянный кубик, неокрашенные или деревянный медицинские шпателя, деревянная матрешка, деревянная пирамидка, деревянная ложка, металлическая ложка, мяч, мыло, клубок ниток, салфетка, подносы, емкости для воды.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, подойдите к моему столу. У меня на столе, много разных предметов. Назовите их. (Дети называют предметы, воспитатель предлагает сказать, для чего тот или иной предмет нужен).
- Вы видите, что все предметы разные. Но у некоторых есть что-то общее, похожее. Назовите, какие предметы похоже. (Дети могут назвать предметы одинакового цвета или формы.)
-Нам нужно разделить все эти предметы на две группы, чтобы в каждой были предметы, чем-то похожие друг на друга. На какие две группы можно разделить предметы? (Предложения детей. Если дети не догадываются разделить предметы по материалу, воспитатель помогает им.)
- Я на поднос поставлю матрешку. Как вы думаете, а какие еще предметы можно поставить матрешке? (Если дети ставят игрушку, похожую по цвету воспитатель напоминает им, что все игрушки надо разделить на две группы, а по цвету все предметы разные - и красные, и желтые, и зеленые, и на две группы их не разделишь.)
-Хорошо я помогу вам. Я поставлю рядом с матрешкой пирамидку. Что же еще можно поставить? (Предложение детей). Из какого материала сделана матрешка? А пирамидка? (Тоже из дерева). Есть у меня на столе еще предметы, сделанные из дерева? (Да.) Найдите их и поставьте на поднос рядом с матрешкой и пирамидкой. (Дети выполняют задание. Воспитатель спрашивает: «из какого материала этот предмет? Почему ты решил эту ложку положить на поднос?»)
- Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что же у них общего? Да, они все сделаны из одного материала - из дерева.
-А что же общего у тех предметов, которые остались на столе? Да, они все сделаны из другого материала - из металла.
-У вас на столах лежат по два предмета - один из дерева, другой - из металла. Как они называются? (Палочка, железка.)
-Это медицинский шпатель, он бывает из дерева, и из металла.
-Возьмите в одну руку деревянный шпатель. Вика, из чего сделан твой шпатель? (Из дерева). А у тебя, Лера, какой шпатель? (Деревянный.) А теперь в другую руку возьмите другой шпатель, он из какого материала? (Из металла.) Зажмите в кулачки ваши шпателя. Какой предмет холоднее - металлический или деревянный? (Металлический.) Значит, о металле мы можем сказать, что металл- материал холодный, а дерево какой? (Теплый.)
- А сейчас снова подойдите к моему столу. (У воспитателя на столе стоят две емкости с водой.) Посмотрите, Вова отпустит металлический шпатель в таз с водой, а Вика отпустит в другой таз деревянный шпатель. (Дети выполняют указания воспитателя.) Что произошло с предметами? (Металлический утонул, а деревянный нет.) Почему? (Предложения детей.)
-Металлический шпатель утонул, потому что металл- материал тяжелый. А дерево, какой материал? (Легкий.) Что же легче - дерево или металл? (Дерево легче, чем металл.) А что тяжелее? (Металл тяжелее, чем дерево.)
А теперь поиграем с вами в игру:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Русская народная песенка «Ножки, ножки, где вы были?»
-Ножки, ножки, где вы были?
-За грибами в лес ходили.
-Что вы, ручки, работали?
-Мы грибочки собирали.
(Дети «срывают», «срезают» грибы)
-А вы, глазки, помогали?
-Мы искали да смотрели,
(Дети оглядывают пенёчки, наклоняются.)
-Все пенёчки оглядели.
-Ой, дети кто-то стучит в дверь? (И берет посылку за дверью.)
-Дети к нам пришла посылка от Петрушки. Кто принес ее? (Почтальон.)
-Правильно. Давайте посмотрим, что посылки?
-Ой, да это чудесный мешочек. Мы сейчас посмотрим, что лежит в мешочке.
-Маша достань нам предмет. Что ты достала? (Матрешку.) Что ты можешь нам рассказать о матрешке? (Красивая, в разноцветном платье.)
-Из какого материала она сделала? (Из дерева.)
- Саша, достань нам следующий предмет. Что это? (Ложка.)
-Из какого материала сделана ложка? (Она железная, металлическая.)
-Володя достанет нам следующий предмет. Что ты достал? (Мяч.) Какой мяч? Что ты можешь о нем рассказать? (Резиновый, круглый, зеленый с полосками.)
-Что-то еще лежит в мешочке? Максим, достань пожалуйста. Что ты достал? (Мыло.) Проведи рукой по нему, какое оно? (Воспитатель проносит мыло и просит каждого ребенка провести по нему рукой.) Оно такое приятное, как еще можно сказать? (Гладкое.) А теперь понюхайте мыло. Оно пахнет? (Да.) Можно сказать, что оно душистое. Повторите хором. (Душистое.)
-В мешочке остались еще предметы. Даша, достань еще предмет.
-Что это? (Нитки.)
-Да, это нитки, смотанные в клубок. Потрогайте клубок, какой он? (Пушистый, мягкий.)
-А на что похож кончик клубка? (Воспитатель показывает конец нити.) Он похож на хвостик. (Воспитатель бросает клубок на пол и предлагает кому- либо из детей поднять клубок за хвостик. Ребенок пытается, но у него ни чего не получается.)
-Посмотрите, ребята клубок убегает.
-Вот как много разных предметов, игрушек было в нашем чудесном мешочке.
-Сейчас я вам хочу загадать загадки об этих предметах. Слушайте хорошенько и внимательно рассматривайте эти предметы, и вы сможете отгадать все мои загадки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-Догадались, что это? (Матрешка.)
- Молодцы, слушали внимательно и сразу отгадали загадку. Слушайте другую:
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь.
-Что это? (Клубок.) Как вы узнали? (Он круглый и его за хвостик нельзя поднять.)
-У меня есть еще одна загадка.
Гладкое, душистое
Моет чисто. (Мыло.)
-Правильно мыло, потому что он пахнет и моет чисто руки.
-Молодцы, все мои загадки отгадали, потому что внимательно рассматривали предметы. Я предлагаю вам придумать вместе с родителями, загадки к тем предметам, которые мы сегодня рассматривали.