Ольга Кудреватова
Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики рук с детьми, имеющими нарушения речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего дошкольного возраста четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики — это совершенствование речи. Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Все упражнения мы дублируем: выполняем и правой, и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Помимо традиционных форм развития мелкой моторики мы применяем нетрадиционные формы. Я хочу рассказать о некоторых нетрадиционных формах работы по развитию мелкой моторики рук с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, которые мы используем в работе.
1. Игры с массажными мячами.
Имея мягкие иголочки массажный мяч благотворно воздействует на нервные окончания, находящиеся на пальчиках ребенка. Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения мячика между ладонями, перекатывание мячика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение мячика кончиками пальцев, сжимание мячика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание мячика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Вначале дети выполняют упражнения молча, затем с проговариванием текста.
Мячик сильно посжимаю (Сжимать мячик правой рукой,
И ладошку поменяю. затем левой)
***
«Здравствуй, мой любимый мячик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)
***
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
(Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами и т. д.)
***
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед)
***
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
Движения соответствуют тексту.
***
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Ваш малыш уже подрос!
2. Применение Су-Джок массажеров.
Су-джок массажеры - это массажные шарики в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Приемы работы с Су – Джок массажером:
Вначале дети выполняют упражнения молча, затем проговаривают текст.
1. Массаж специальным шариком.
При работе с шариком можно использовать задания, которые использовались при работе с массажным мячиком.
Массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.
***
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж эластичным кольцом.
Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до появления ощущения тепла.
***
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он самый высокий,
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Игры с прищепками.
Следует помнить, что прищепки не должны быть слишком тугими.
Варианты использования прищепок:
- Нанизывание прищепок на шнурок и получаем бусы. Можно усложнить задание чередованием определенных цветов.
-Поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой.
Исходное положение: согнутая в локте рука на столе, прищепка удерживается указательным и большим пальцами. Дети ритмично открывают и закрывают прищепку, проговаривая слова, например:
***
В зоопарке воробей пообедал у зверей,
а зубастый крокодил чуть его не проглотил
(на последней строчке «кусать» за палец левой руки (от большого пальца к мизинцу или наоборот)
***
Кусается сильно котёнок – глупыш,
он думает: это не палец, а мышь. (смена руки)
Но я же играю с тобою, малыш,
а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Детям предлагается построить заборчик определенного цвета или чередуя цвета. Дети прикрепляют прищепки к верхней или нижней полоске картона.
- Прикреплять прищепки по различной тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика, листочки к дереву и т. д.)
4. Рисование манкой на подносе.
Рисование манкой на подносе приносит детям массу положительных эмоций! Для этого высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить!
Помимо обычного хаотичного рисования ребенку можно вместе со взрослым или самостоятельно рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, грибок, домик и заборчик и т. д. На манке можно рисовать буквы, слоги и слова.
5. Игры с грецкими орехами.
Варианты заданий с грецкими орехами:
-Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.
-Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
-Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
-Удерживать орех между любыми двумя пальцами одной руки, обеих рук.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
***
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
***
- Научился я орех между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
***
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
6. Массаж ладоней сосновыми и еловыми шишками.
Выполняются круговые движения шишкой между ладонями рук сопровождаемые речью.
Вы, сосновые шишки,
Дайте всем ребятишкам
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Радость и веселье,
Ум и доброту!
***
Шишку в руки я возьму.
И вот так её потру,
И вот так её помну.
Ручкам радость я дарю!
7. Игра «Открути и закрути»
Ребенок самостоятельно откручивает и закручивает пробки от пластмассовых бутылок.
Для этого мы обрезали горлышки пластиковых бутылок, опалили срезы (чтобы не травмировать детей, вкрутили горлышки с внутренней стороны коробки, на крышки приклеили круги разных цветов. Можно сделать такую коробку с каким-либо сюжетом.
8. Нанизывание крупных макарон на веревку. Выкладывание букв из макарон.
9. Застегивание и расстегивание молний разных цветов.
10. Игры с решетками для раковин.
-Ребёнок «ходит» указательным и средним пальцами по клеткам, на каждое слово стихотворения, делая по шагу. Он может поворачивать в любом направлении, «ходить» одной, другой, обеими руками.
«Кто живёт в моей квартире».
Раз, два, три, четыре, пять, всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка и я, вот и вся моя семья.
«Зоопарк»:
В зоопарке мы бродили, к каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд – медвежат, волчат, бобрят.
-Продевать ленту сквозь отверстия.
11. Массаж зубными щетками подушечек пальцев рук.
Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой подушечки
Чтоб погладить пальчики, пальцев правой, затем левой руки,
Станьте ловкими скорей, начиная с большого пальца и за-
Пальчики-удальчики! канчивая мизинцем.
12. Игры с шестигранными карандашами.
Варианты заданий:
-Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).
-Удерживание карандаша каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
В заключении хочется сказать, что если мы будем использовать различные формы работы по развитию мелкой моторики рук не пропадет у детей интерес к занятиям. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Но работая в этом направлении можно добиться неплохих результатов в развитии мелкой моторики рук.
Список литературы
1. О. А. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013. — 96 с.
2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями: Логопед, № 6, 2004. – с. 78-82.
3. Бот О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи: Дефектология, № 1, 1983.
4. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. Логопед – 2010. № 1.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - Литера, 2008.
6. Новикова О. А. ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры. – М. АСТ, 2007.
7. Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия – КАРО, 2008.
8. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.