МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений (26 фото)

Светлана Шванёва
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны. Объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот почему для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики. В результате выполнения пальчиковых игр пальцы приобретают силу, хорошую подвижность, гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и ручного труда. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, связная речь. Занятия по развитию мелкой моторики являются развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

Наблюдая за деятельностью воспитанников в непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности, мною было выявлено следующее:

- дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии, шнуровать ботинки;

- им трудно собрать мелкие детали конструктора и мозаики;

- не могут скатать из пластилина «шар», «колбаску»;

- не умеют пользоваться ножницами;

- во время простых игр с пальчиками испытывают значительные трудности в сгибании и разгибании пальцев. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребенок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие;

- прослеживалась быстрая утомляемость детей, они часто чувствовали себя несостоятельными в элементарных действиях, а это влияло на их эмоциональное благополучие и самооценку.

На собрании я поделилась с родителями воспитанников этой информацией и выяснила, что мамам известна эта проблема, но они не знают, какие упражнения нужно выполнять с детьми для развития мелкой моторики пальцев рук.

Я рассказала им, что работу по развитию движений пальцев и кисти рук со своими воспитанниками провожу ежедневно, начиная с пальчиковой гимнастики в сопровождении стихов и потешек, самомассажа при помощи пружинок, массажных ковриков, шнурочков и других предметов.

Далее были предложены игры с нестандартным оборудованием, после выполнения которых мамы сделали вывод, что для развития мелкой моторики не обязательно покупать дорогостоящие игры, достаточно проявить фантазию и желание.

Например, благотворно влияют на развитие мелкой моторики такие упражнения, как:

- нанизывание на шнурок бусин, самодельных трубочек, колец, макаронин, деталей конструктора, даже мелких сушек;

- наматывание разноцветных ниток на катушки.

- сортировка мелких предметов, которая полезна тем, что ребенок двумя пальцами (указательным и большим) захватывает, как пинцетом, крупу по одной штучке, а остальные пальчики согнуты. Для этого в коробке перемешать бусины, ракушки, шишки, пуговицы и попросить ребенка помочь рассортировать все предметы по маленьким баночкам. Важно научить ребенка одной рукой держать баночку, а другой – брать предметы по одной детали. В конце можно предложить закрыть баночку крышкой, закрутив её.

- перед рисованием предложить ребенку сначала покатать карандаш по столу ладонью, потом между ладонями, покрутить между пальцами.

- игры с разными конструкторами. Важно, чтобы они были с разным принципом соединения деталей.

- выкладывание дорожки для любимой игрушки, речки для рыбок, мостика для котенка из мелких камушков и ракушек.

- украшение теста изюмом перед выпечкой печенья.

- разминание обеими руками пластилина, лепка «колбасок», «шаров», «колечек» и других деталей, проведение лепки с использованием семян подсолнуха, косточек вишни, тыквы, скорлупы кедрового ореха и др. Например, путем вдавливания семян в пластилин, можно создать картину или панно, украсить вазу.

- упражнения с бумагой, которую можно мять, рвать, резать, создавая «шарики», «дорожки» и другие изображения. Из кусочков разорванной бумаги можно сделать интересную аппликацию. Белые полоски могут изображать облака, снег, а синие – небо, речку. Сминание бумаги развивает силу рук. С получившимися шариками можно провести игру «Попади в цель».

- своевременное овладение навыками самообслуживания: застегивания молний, пуговиц, кнопок, завязывания шнурков на обуви, узелков на платке, фартуке.

- посильное участие в домашних делах: сервировке стола, мытье игрушек. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей тренировкой для пальцев рук.

- развитие графической моторики. Особое место занимает штриховка, обведение фигур по трафарету на разную тематику: овощи, фрукты, животные и другие.

- выкладывание фигурок из счетных палочек или из спичек.

Далее в практической части родителям были предложены пособия и дидактические игры, сделанные своими руками.

Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений

Материал для упражнений на развитие мелкой моторики.

Фото №1 Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению

Волшебные коврики, мешочки с сюрпризом, разноцветная гусеница, волшебный веер, массажные дорожки, набор разноцветных крышечек.

Фото №2 Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка

Дидактические игры : "Снеговики с сюрпризом", "Зоопарк на прищепках", "Веселая гусеница", "Волшебные крышечки".

Фото №3 Ученые доказали что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны

Дидактическая игра "Дорисуй прищепками".

Фото №4 Объясняется это тем что в головном мозге речевой и моторные центры расположены очень близко друг к другу

Дидактические игры "Собери урожай яблок", "На лесной полянке", "Ученая сова"

Фото №5 Поэтому при работе пальцев рук речевой центр начинает активизироваться

Дидактическая игра "Дорисуй шнурочками".

Фото №6 Вот почему для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделять развитию мелкой моторики

Дидактическая игра "Собери букет".

Фото №7 В результате выполнения пальчиковых игр пальцы приобретают силу хорошую подвижность гибкость а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма и ручного труда

Дидактическая игра "Мухоморчики".

Фото №8 Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики рук умеет логически рассуждать у него достаточно хорошо развиты память внимание связная речь

Дидактическая игра "Мишкин бочонок"

Фото №9 Занятия по развитию мелкой моторики являются развивающими здоровьесберегающими и оздоравливающими

Дидактическая игра "Заштопай одежду".

Фото №10 Публикация Развитие мелкой моторики у детей имеющих тяжелые нарушения речи с помощью дидактических игр и упражнений размещена в разделах Дидактические игры Мелкая моторика Мелкая моторика

Дидактическая игра "Собери бусы"

Фото №11 Игры и пособия Работа с Особыми детьми

Дидактическая игра "Бабочки".

Фото №12 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка

Дидактическая игра "Угадай, какое варенье".

Фото №13 сортировка мелких предметов которая полезна тем что ребенок двумя пальцами указательным и большим захватывает как пинцетом крупу по одной штучке а остальные пальчики согнуты

Дидактическая игра "Угадай, с какой начинкой конфета".

Фото №14 Для этого в коробке перемешать бусины ракушки шишки пуговицы и попросить ребенка помочь рассортировать все предметы по маленьким баночкам

Дидактическая игра "Оранжевое лето".

Фото №15 Важно научить ребенка одной рукой держать баночку а другой брать предметы по одной детали

Дидактическая игра "Цветные автомобили".

Фото №16 В конце можно предложить закрыть баночку крышкой закрутив её

Дидактическая игра "Собери картинки".

Фото №17 перед рисованием предложить ребенку сначала покатать карандаш по столу ладонью потом между ладонями покрутить между пальцами

Дидактическая игра "Звуковые часы".

Фото №18 игры с разными конструкторами

Дидактическая игра "Юный дизайнер".

Фото №19 Важно чтобы они были с разным принципом соединения деталей

Дидактическая игра "Вставь фигуру".

Фото №20 выкладывание дорожки для любимой игрушки речки для рыбок мостика для котенка из мелких камушков и ракушек Фото №21 украшение теста изюмом перед выпечкой печенья Фото №22 разминание обеими руками пластилина лепка колбасок шаров колечек и других деталей проведение лепки с использованием семян подсолнуха косточек вишни тыквы скорлупы кедрового ореха и др

Дидактическая игра "Зеленый друг"

Фото №23 Например путем вдавливания семян в пластилин можно создать картину или панно украсить вазу

Дидактическая игра "Засели домики".

Фото №24 упражнения с бумагой которую можно мять рвать резать создавая шарики дорожки и другие изображения

Дидактическая игра "Дорисуй прищепками".

Фото №25 Из кусочков разорванной бумаги можно сделать интересную аппликацию

Дидактическое упражнение "Сухой бассейн".

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с помощью лепки Развитие мелкой моторике рук детей дошкольного возраста посредствам лепки (пластилином). The development of a small motility of hands.

Развитие мелкой моторики детей с нарушением слуха при использовании дидактических игрушек Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития.

Особенности работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи Проблема заикания в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена.

Развитие устной речи детей 4–5 лет с помощью дидактических игр Здравствуйте, уважаемые коллеги! СЛ. 1. Я хочу рассказать вам о развитии устной речи детей 4 – 5 лет посредством дидактических игр. СЛ. 2.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации. Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста с помощью использования нетрадиционных техник в аппликации 2 слайд Известный.

Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью дидактических игр 1 слайд Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 411 «Пингвин» Васильченко Наталья.

Развитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветовРазвитие мелкой моторики и сенсорного опыта детей с помощью натуральных камней-самоцветов Детство должно быть наполнено яркими эмоциями. Игры с натуральными камнями-самоцветами очень нравятся моим детям, увлекают и притягивают.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игрРазвитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр Дидактическая игра «Выложи узор» Данная игра состоит из деревянных дощечек и резинок. Работу рекомендуется начинать со второй младшей группы.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью художественного творчества Тема проекта: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с помощью художественного творчества». Известный педагог В. А. Сухомлинский.

Значение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возрастаЗначение дидактических игр на развитие мелкой моторики для речевого развития детей раннего возраста В последнее время можно наблюдать тенденцию сдвига речевого старта у детей раннего возраста. Специалисты отмечают, что малыши начинают говорить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 16 января 2017 в 09:03
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей, имеющих тяжелые нарушения речи, с помощью дидактических игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шванёва (УИ 387189) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД