Наталья Волобуева
Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов)
▼ Скачать +Заказ
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, нарушении чтения и письма. К сожалению, в настоящее время далеко не каждая школа имеет свой логопункт. Поэтому педагогам начальных классов необходимо владеть достаточной информацией о таких детях, чтобы помочь им максимально освоить общеобразовательную программу.
Публикация «Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в условиях общеобразовательного класса (консультация для педагогов)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и познавательной функции речи. От других категорий детей с ОВЗ их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п., а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.
У многих детей с РН выявляются различные двигательные нарушения : нарушение равновесия, координация движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений. Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, быстро устают. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т. п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Как правило, у таких детей отмечается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы, недостаточная концентрация и устойчивость внимания, слабость в развитии моторики, пространственные трудности. Дети с ОНР имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса. Объем зрительной памяти практически не отличается от нормы, но присутствуют выраженные нарушения восприятия формы, слабость пространственных представлений. Отмечаются нарушения самоорганизации, обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, очень быстро приступают к выполнению задания или, наоборот, с трудом овладевают синтезом, анализом, сравнением; более низкий уровень пространственного оперирования образами.
Бедность словарного запаса, своеобразие связанного высказывания приводит к снижению потребности в общении, несформированности форм коммуникации, незаинтересованности в контакте, неумению ориентироваться в ситуации общения, негативизму. Коммуникативные возможности отличаются заметной ограниченностью и ниже нормы. Сознание своей неполноценности в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания.
Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Указанные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития психики.
В качестве основных идей, определяющих направленность работы учителя с детьми с НР, можно обозначить следующие:
1. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассной работы.
2. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников (выявление компенсаторных возможностей, опора на все анализаторы – тактильный, зрительный, слуховой).
3. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Необходимо знать речевые возможности каждого ребенка и, исходя из этого, подбирать задания, вид опроса (устный или письменный). Также следует учитывать сочетание фронтальных, индивидуальных и парных форм работы, при которой каждый учащийся все время задействован на уроке
4. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности. Следует представлять сложные технические упражнения в упрощенном виде, избегать излишней терминологии. Упражнения должны быть доступными, увлекательными, не слишком простыми и не слишком трудными, что вызывает интерес и мотивацию у учащихся.
5. Особое внимание при обучении уделяется развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата.
6. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей. Читающие по слогам получают карточки, где напечатаны простые слова. Слабо читающие дети получают карточки со слогами. Все дети должны прочитать выполненное задание вслух всему классу. Всех детей нужно поощрить, отметить даже маленький успех в чтении.
7. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. При планировании работы с детьми, учебный материал преподносим небольшими дозами, а его усложнение осуществляем постепенно. Сначала приучаем ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями.
8. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционной работы. Известно, что дети с нарушениями речи быстрее утомляются. Поэтому при работе используем разнообразные виды занятий, красочный дидактический материал, игровые моменты.