Елена Мишина
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
▼ Скачать +Заказ
Тема. Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями ре чи.
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Связь была установлена еще во II веке до н. э. В разных странах проводились эти исследования и они показали большую связь рук с развитием мозга. Например, в Китае очень популярны упражнения ладоней с металлическими и каменными шариками, в Японии – с грецкими орехами. В России связь руки с развитием мозга изучал Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Учеными доказано, что развитие пальцевой моторики благотворно сказывается на состоянии речи ребенка. Так как двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, то стимулирование двигательного центра, а именно совершенствование точных движений руки и пальцев у ребенка способствуют более активному развитию его речи.
Публикация «Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляцион-ный аппарат.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
С раннего возраста детям предлагают кубики и кольца пирамидки для перекладывания и конструирования. С возрастом предлагаемый ребенку материал становится более мелким : это пуговицы и бусины для сортировки и нанизывания, карандаши, счетные палочки и спички, мозаика для раскладывания по кучкам или составления узоров и фигур. Хорошо активизирует мышцы руки работа с пластилином и глиной, соленым тестом.
Для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи, наряду с традиционными методами - это различные пальчиковые игры, самомассаж рук, используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Су-джок, иппликатора Кузнецова, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
В своей работе, использую приемы Су - Джок терапии для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма так как считаю, что Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Массажный мяч – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Крупы, косточки абрикоса, персика, вишни, семена гороха, фасоли, подсолнечника, можно использовать для заполнения «сухого» бассейна Ребенок погружает руки как можно глубже, производя различные действия: «помешать» крупу, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук, найти на дне «бассейна» спрятанные игрушки или предметы.
Игра с резинкой для волос.
Развиваем не только речь, знание названий пальчиков, массаж пальчиков и закрепляем цвета.
Игра «Говорим с инопланетянами» Ход: надеть резинки на пальчики, согласно предлагаемой карточке, можно проводить соревнования - кто быстрей наденет резинки. Игра позволяет развивать : мелкую моторику; внимание; закреплять представление о цвете, пространственную ориентировку и др.
Игры с дорожками развивают пальцевую моторику, концентрируют внимание, мышление, развивают речь.
Компьютерные игры - развитие мелкой моторики, внимания и закрепление геометрических фигур, цвета.
Моя работа будет полезна для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи и для воспитателей, и для логопедов ДОУ.
Презентация прилагается.
Литература:
1. Ивчатова Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
2. Статья Блинковой Светланы Петровны. «Сопряжённая гимнастика – залог успешного развития артикуляционной и мелкой моторики логопатов».
3. Ермакова И. А. "Развиваем мелкую моторику малышей"