Светлана Суркова
Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
«Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира».
К. С. Аксаков.
Актуальность. В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения особенно ясно стала прослеживаться тенденция к росту числа детей с речевыми нарушениями. Речь – существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе ее развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи принимает глобальный характер.
Публикация «Инновационные методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основанными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: наглядные модели, схемы, таблицы и т. п. использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.
Основная цель проекта:
• использование инновационных методов и приемов в обучении детей дошкольного возраста правильной речи.
В соответствии с целью, определила задачи:
• Изучить лингвистическую, психолингвистическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
• Расширить и обогатить словарный запас детей логопатов.
• Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
• Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Принципы построения проекта:
1. Доступность предлагаемого материала.
2. Систематичность и постепенность его усвоения.
3. Наглядность и практическое применение.
4. Индивидуальный подход.
5. Учет возрастных особенностей.
6. Коллективное взаимодействие.
Новизна проекта: поиск вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.
Обоснование инновационного проекта.
Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление. Поэтому логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания.
Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависят от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, я использую метод моделирования (модели, схемы, пиктограммы, который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы (карточки, символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети логопедической группы составляют рассказы из восьми предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки.
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких (лесных) животных и птиц – ёлка. Мнемотаблицы-схемы, служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Таким образом можно сделать вывод: использование мнемотаблиц на занятиях способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников.
Опыт работы по данной методике показал следующие результаты:
Рузультаты Количество
Начало года Конец года
Высокий уровень 0 20-70 %
Средний уровень 20-70% 5-30%
Низкий уровень 5-30% 0
Заключительная цель моего проекта (ожидаемые результаты) :
• Активизировать деятельность детей;
• Обогатить словарный запас и развить связную речь;
• Ввести в активный словарный запас обобщающие слова, развивать интерес, воспитывать любознательность.