Ольга Сидорова
Непосредственно образовательная деятельность «Овощи. Звук [К] и буква К»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Воспитывать интерес к звучащему слову.
2. Показать, что звук в слове может находиться в разной позиции (в начале слова, в середине и в конце).
3. Продолжать формировать навыки звукового анализа.
4. Познакомить со звуком и буквой [К], дать понятие «согласный звук».
5. Развивать линейную память.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Овощи, Звук [К] и буква К“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: демонстрационный – звуковые домики с обозначением звука в начале слова, в середине и в конце; 3 обруча; музыкальное сопровождение; изображение букв [К], [А], [У], [О] или буквы из магнитной азбуки, иллюстрация из книги Тюняева А. «Простоквашино». Раздаточный материал – картинки с изображением картошки, капусты, моркови, гороха, петрушки, свеклы, кастрюли, половника на пару детей; решетки, фишки белые и красные на каждого ребенка; буквы [К], [А], [У], [О].
Логика образовательной деятельности.
- Сегодня мне бы хотелось познакомить вас, ребята, со стихотворением Юлиана Тувима «Овощи».
Чтение стихотворения Ю Тувима «Овощи».
- Понравилось ли вам стихотворение? Почему? О чем оно? Кто из вас запомнил, какие овощи купила хозяйка? В какой последовательности о них говорит Ю. Тувим? Какие овощи кипели в душном горшке? Как об этом говорит автор? Один из этих овощей лишний. Какой?
Интерактивная технология «Работа в парах» [1;с. 27].
- Это задание выполним в парах. Договоритесь, с кем бы вы хотели поработать в паре. Для начала выложите на столе картинки с овощами слева направо так, как о них говорится в стихотворении. Затем определите «лишнее» слово и объясните, почему вы так считаете.
- Лишнее слово «горох», потому что в нем отсутствует звук [К]. Я хотела бы к вашим словам добавить слова «кастрюля» и «половник», потому что они нужны для приготовления супа и в них тоже есть звук [К].
- В этих словах звук [К] живет в разных местах: в начале слова (капуста, кастрюля, в середине слова (свекла) и в конце слова (половник). (По мере рассказывания педагог раскладывает в группе обручи с изображением звуковых домиков, обращая внимание на схематичное обозначение места звука в слове).
Игра «Найди свой домик».
- Выберите любую картинку с овощем, подумайте, в каком месте находится звук [К], в начале, в середине или в конце слова. Как только закончится музыка, вам нужно найти свой домик.
Игра «Поймай звук».
- Как вы думаете, какая профессия у хозяйки? (повар) У кого она купила овощи? (у продавца) Сейчас я вам буду называть разные профессии, а вы как только услышите звук [К], хлопайте в ладоши, ловите его за хвост. Кондитер, токарь, инженер, слесарь, дворник, штукатур.
- Что приготовила хозяйка из овощей? Суп. Сколько звуков в слове «суп»? (Выслушать варианты детей) Чтобы определить, кто из вас прав, сделаем анализ слова «суп».
Звуковой анализ слова «суп».
- Произнесите слово «суп» так, чтобы было слышно первый звук в слове. «Сссуп». Какой это звук? Выложите с помощью белой фишки звук [С] в верхней полочке слева. Произнесите, слово так, чтобы все услышали второй звук. «Суууп». Звук [У] какой? Почему? Он гласный, потому что не встречает во рту преграды. Выложите этот звук во воторой полочке посередине. Какую возьмете фишку? Произнесите слово «суп» так, чтобы было слышно следующий звук. «СуП». Выложите этот звук белой фишкой в третьей полочке справа. Произнесите слово «суп» так, чтобы было слышно следующий звук. Почему не можете? Правильно, потому что в слове «суп» три звука. Какие это звуки? Кто из вас оказался прав?
- Кто из вас знает, какая это буква? Правильно, это буква [К].
Кроме гласных есть другие.
Вы не знаете, какие?
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
Им преграды строят губы,
Щёки, язычок и зубы.
Победить должны их звуки,
Нету времени для скуки!
(Карельская Е.)
Называются они согласные звуки!
- Произнесите звук [К], почувствуйте, как ему мешает язык, становится горкой, по этому звук [К] – согласный звук.
Игровое упражнение «Идём в гости» (автор И. Красильникова, «Школа развития личности», г. Пермь).
- Согласные звуки и буквы очень любят ходить в гости к гласным буквам. (Педагог на доске, а дети на столе выстраивают в столбик буквы [А], [У], [О]) Гласные буквы живут на разных этажах. Сначала буква [К] пришла к букве [А]. Получилось «АК». Затем спустилась на лифте вниз к букве [У]. Получилось «УК». (Педагог присоединяет букву [К] справа от гласных букв, опуская их ниже с каждым прочтением) Затем буква [К] спустилась к букве [О] и получилось «ОК».
Интерактивная технология «Хоровод» [1; с. 28].
- В Простоквашино тоже любят звук и букву [К]. Здесь на картинке спряталось много слов с этим звуком. Чтобы их все найти, надо встать в хоровод. Передавайте картинку друг другу по очереди и называйте слова. - С каким звуком сегодня познакомились? Как называют звуки, которые встречают во рту преграды? Что вам сегодня было делать легко? Что трудно?
Литература.
1. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками: учебно-методическое пособие/ В. А. Филиппова [и др. ]; под научн. ред. И. В. Руденко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. – с. 27 – 36.